Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Мы всегда можем изменить свою жизнь"
Страхование

 


Мошенничество в страховании

Секретное оружие страховщиков в борьбе с мошенничеством
22.06.09

Согласно общей статистике, которую составляют все зафиксированные страховые случаи по КАСКО и ОСАГО – на сегодняшний день около 60% занимают мошеннические схемы. Когда портфель «автострахования» у компании достигает определенного веса в соотношении с другими видами страховых полисов – то волей неволей начинаешь задумываться над минимизацией убытков в основной сфере деятельности.

Ни для кого не секрет, что «автострахование» занимает львиную
материалы в тему:
30.12.21
Играют в ГТА: российские мошенники изобрели новую схему страхового обмана

19.10.21
Профилем не вышел: алгоритмы ИИ выявляют признаки страхового мошенничества

17.02.22
В РФ депутаты не поддержали проект о возмещении вреда авто от коммунальщиков по полису ОСАГО

16.02.22
В РФ в первом чтении принят законопроект о создании перестраховочного пула ОСАГО

08.02.22
В Великобритании после шестилетнего минимума пошли в рост премии по автострахованию
долю в портфелях многих страховых компаний. Именно поэтому – СК едины в порыве противодействия мошенникам, минимизации своих убытков и, как следствие, - защите своей чести в инстанциях различного уровня. Для противодействия таким «манипуляциям» - компании настроены на существенное улучшение информационной и технической базы «отделов расследования страховых дел», проведение трасологических экспертиз и т.д.

Трасологические экспертизы, зачастую, являются основным оружием в борьбе против «ситуационных» и «профессиональных» мошенников.

Ситуационными, в данном контексте, можно считать застрахованных лиц, которые инсценируют ДТП для получения страховых компенсаций, совершают действия единожды и ориентированы только на свое ТС. Профессионалами же можно называть людей, которые делают на таком бизнесе деньги, «помогают» другим людям с выплатами и др. Профессиональное мошенничество еще не пришло в полной мере на украинский рынок страхования, однако его доля тоже велика (до 40% в случае мошенничества (по данным СК «Краина»)).

Как говорилось ранее – для противодействия таким мошенникам СК используют свое основное оружие – трасологические экспертизы. Если на западе это в порядке вещей, то у нас, пока, с этим тяжело. «Сегодня эксперты такого профиля работают в государственных учреждениях. Если брать международную практику – то там эксперты имеют не только государственное базирование», - подчеркнул Ярослав Юрий Юрьевич, КНИИСЭ, судебный эксперт-трасолог, к.ю.н.

Экспертами могут выступать только специальные люди из государственных учреждений, а экспертизы, зачастую, назначаются только по решению суда. Необходимость развития института «частных независимых экспертов» - налицо. Что же представляет собой трасологическая экспертиза и как она сможет выгодно помочь страховщикам избежать полноценных выплат в случае мошенничества? Структура такой экспертизы и механизм перешли к нам из уголовной криминалистики и наследуют ее методы и функции в качестве отдельной ветки экспертиз.

Ярослав Ю.Ю. вкратце рассказал о сути и механизме трассологической экспертизы: «Версия, которая высказывается страховщиком клиенту, нуждается в подтверждении неоспоримыми фактами и подвергается жесткой проверке со стороны СК. Вся информация черпается из материалов о ДТП в т.ч. фото и видеосъемки. Итак, трасология – это один из разделов подраздела криминалистики. Это т.н. следоведение, чьей задачей является оценка объективных факторов и последствий экспертами. Объектное подразделение занимается отпечатками пальцев (дактилоскопия), следами транспортных средств, животных, инструментов. В качестве основных направлений своей деятельности она ставит идентификацию (установление ТС и других объектов), классификацию (определение классов объектов), диагностику (диагностика события и механизма ДТП, ситуационные задачи (изучение ситуации события в целом)».

Важность этой экспертизы состоит в том, что это очень помогает в противодействии мошенникам. Как показывает международная практика – такой аналитический инструмент позволит СК действительно минимизировать свои затраты и из принципа «платим всем, но с задержками» перейти к принципу «не платим мошенникам, но платим всегда в сроки и без задержек». Если разобраться подробнее – то навряд ли, СК захотелось бы иметь в клиентах мошенников (неважно ситуационных или профессионалов). Уменьшение привлеченных страховых премий, конечно же, будет меньше, однако «мошеннические» схемы и выплаты не будут ложиться на честных клиентов.

Важность данного инструмента для СК подчеркнул также Чудновский Валерий Самуилович, начальник отдела страховых расследований СК «Краина»: «Задача минимизации выплат для СК стоит очень остро. Можно сказать, что это ключевой момент функционирования на сегодняшний день. Выплачивать по мошенническим схемам можно (никто от этого не застрахован), но выплачивать минимум. Мы оцениваем мошенников как 2 большие группы: ситуативные мошенники и профессионалы. Кроме мошенничества, другим останавливающим фактором механизма взаимодействия  между СК и клиентом становится коррупция. Это аналогичная и очень серьезная беда для СК. Никогда нельзя сбрасывать со счетов то, что вокруг процветает коррупция. Это беда на самом деле. Когда мы начинаем встревать в отношения клиентов, судов и «органов» - то становится действительно страшно за тот уровень коррупции, которая встречается на различных уровнях».

Некоторые практические примеры, которые решаются при помощи трасологической экспертизы:

  1. Проверка соответствия высказанной позиции застрахованного участника ДТП действительно произошедшей картине ДТП. Пример – был осуществлен наезд на столб. При этом подгоняется машина под столб и предполагается, что этот столб нанес ущерб автомобилю. Вроде бы все правильно, но изучение всего комплекса повреждений даст четкую и ясную картину несоответствия нанесенного ущерба и объекта, который нанес эти повреждения. Трасолог в своих действиях использует буквально все меры, чтобы определить было ли это конкретное ДТП на самом деле. В ход идет анализ наслоений лакокрасочного покрытия, анализ характера удара и поверхности удара, соотношение скоростей и повреждений и т.д.
  2. Установка конкретного объекта, который нанес ущерб. Пример – наезд на дерево. В этом случае происходит идентификация дерева, которое контактировало с конкретным автомобилем. В этом случае анализу подвергается биологический материал (кора и древесина), а также анализируется характер повреждений (могло ли это дерево нанести такой ущерб конкретному ТС).

Если трасологическая экспертиза была проведена профессионально, то на ее основании, в случае обнаружения мошеннический действий со стороны клиента, можно аргументировать «отказ в выплате», чего и добивается СК в случае противоправных действий клиента. Перспектива СК в том, чтобы аварийные комиссары могли проводить профессиональную подготовку и документирование для проведения трасологической экспертизы или проводить ее сами.

В любом случае для СК выгоднее потратить денежные средства на «модернизацию» своих экипажей, чем доверяться чужому ассистансу или иметь проблемы из-за коррупции. Стоит отметить положительные тенденции в действиях СК: они уделяют максимум внимания минимизации затрат и в этом наследуют международный опыт. Будем надеяться, что такого рода практика положительно отразится на «честных» клиентах, а также пресечет соблазн к мошенническим действиям «на корню».


Андрей Петров: Финансовый навигатор TRISTAR.com.ua

Рекомендовать:

Комментарий:
алексей  13.10.09

будучи негосударственным экспертом по анализу ДТП, хочу заметить, что как правило страховые компании услугами экспертов пользуются редко,зачастую такие эксперты профессионализмом не отличаются, читал пару таких "заключений" ничего общего не имеющих с трасологией, так что риск тут обоюдный как страховщика так и страхователя



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.