Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Воплощайте Ваши мечты в реальность"
Страхование

 


Автострахование

Ситуация на рынке автострахования
08.05.08

Рынок КАСКО по темпам развития опережает все остальные виды страхования и является локомотивом рынка в целом.

"Этому способствуют рост доходов населения, развитие автокредитования и, как следствие, увеличение продаж новых автомобилей», — говорит начальник отдела стратегического маркетинга СК "Провидна" Татьяна Шпита.

Стремительное увеличение количества автомобилей на дорогах ведет к авариям, что способствует повышению спроса на
материалы в тему:
15.02.22
НБУ оштрафовал кредитный союз "Просто деньги" за недостоверную отчетность

23.02.22
Страховщики чаще всего нарушают сроки предоставления отчетности и требования нормативов - НБУ

17.02.22
В РФ депутаты не поддержали проект о возмещении вреда авто от коммунальщиков по полису ОСАГО

16.02.22
В РФ в первом чтении принят законопроект о создании перестраховочного пула ОСАГО

14.02.22
Национальный банк намерен актуализировать нормы по ведению кассовых операций, замечания к проекту принимаются до 14 марта
автострахование. За первые три месяца 2008 года доля этой услуги в общем объеме премий возросла с 15 до 20%. В первую очередь объем рынка значительно нарастили страховщики, связанные с автосалонами и банками. Многие крупные игроки страхового рынка полностью или частично перешли под крыло иностранных финансовых групп, делающих ставку на ритейл и, в частности, автострахование.

Очередная попытка введения контроля над наличием полисов обязательного страхования гражданско-правовой ответственности автовладельцев (ОСГПО) привела к буму продаж в январе. Но поскольку Государственная автомобильная инспекция так и не начала активно штрафовать владельцев автомобилей за отсутствие наклеек на лобовом стекле, а размер штрафа не превышает 17 гривен, в феврале спрос на автогражданку значительно снизился. «Спрос на полисы непостоянен, потому что зависит от некоторых факторов. Но в целом он есть», — считает председатель правления «Службы страхования 611» Юрий Калениченко.

Полис для каждого

С каждым годом потребитель становится более грамотным и требовательным в вопросах автострахования. Его интересуют полное покрытие с максимальным набором дополнительных услуг и прозрачность в методах урегулирования. Кроме того, клиент внимателен к вопросам относительно того, что застраховано, какая франшиза, какие условия страхования и как работает компания.

По словам начальника управления продаж по автотранспортному страхованию СК «НОВА» Максима Станнаева, покупателю нравятся забота и понимание его проблемы, за которую он заплатил. Сервисы полисов разнообразны: от выезда специалистов на место ДТП, где будет оказана помощь в подготовке документов, до оплаты эвакуатора и предоставления автомобиля на период ремонта застрахованного. По своему усмотрению, а также исходя из качества существующих ресурсов, СК используют те или иные сервисы.

Растет интерес страхователей к дополнительным услугам и покрытию. Клиенты хотят составить договор уже без таких исключений как, нарушение Правил дорожного движения (проезд на красный свет, через двойную сплошную, на запрещающий жест регулировщика и т. д.), и готовы платить за это больше.

«Исходя из нашего опыта, мы видим, что если в первый год клиент стремится приобрести экономные и дешевые полисы, то в последующие годы склоняется к более дорогим программам. При этом страхователь надеется получить высокий уровень обслуживания. Например, наша компания взяла за правило отправлять клиенту SMS-уведомление о выплате страхового возмещения. Как выяснилось, такое проявление внимания страхователь воспринимает очень положительно», — рассказывает генеральный директор СК «Вексель» Василий Фурман.

Стоимость КАСКО по рынку колеблется в пределах шести-семи процентов, однако с начала года наметилась тенденция к повышению среднего уровня страховых тарифов, что связано с удорожанием услуг СТО, высокими банковскими комиссиями и оценкой убыточности вида страхования. В связи с увеличением убыточности по договорам страхования КАСКО, СК все более диверсифицируют линейку:

  • предлагают дешевые программы с большим количеством ограничений;
  • полисы средней стоимости с небольшим количеством ограничений;
  • элитные программы с дополнительными услугами.

Некоторые страховщики предоставляют льготы клиентам, которые ездят без аварий определенное время (год, два, пять и т. д.). На такой шаг пошла, к примеру, СК «PZU Украина». Она переняла опыт от своей материнской компании в Польше и теперь в Украине предлагает скидку на КАСКО до 40% для тех водителей, которые ездят без убытков несколько лет. «Водителям с большим стажем мы предоставляем скидки. Стоимость полиса зависит от самой машины (объем двигателя, возраст) и стажа ее обладателя. Если в течение нескольких лет автовладелец не попадал в ДТП, то для него будет применяться система ”бонус-малус”. То есть полис обойдется клиенту дешевле благодаря его осторожности и ответственности на дороге», — рассказывает начальник управления страхования транспортных рисков СК «Оранта» Олег Усов.

Популярной фишкой становится разделение клиентов не только по уровню доходов или водительскому стажу, но и гендерному признаку. Например, в СК «Вексель» существует специальный полис для женщин, базирующийся на тарифных расчетах стандартной программы, которая позволяет получить обслуживание по цене на пять процентов ниже. Такие условия СК готова предложить женщинам, чей стаж вождения превышает пять лет. Таким образом, среди всех клиентов компании выделяют тех, которые несут больше убытков и тех, которые приносят больше прибыли.

Памятка страхователю

Чтобы избежать неприятной ситуации, клиент должен очень внимательно изучать страховой договор, все прописанные в нем права-обязанности и уточнять у агента непонятные нюансы. «Особенно важны статьи, указывающие, какие действия должен предпринять страхователь при наступлении страхового события. В договоре стоит обратить внимание на требования СК к хранению автомобиля в ночное время, а также необходимой сигнализации», — советует начальник правления автотранспортного страхования СК «Провідна» Юлия Очеретяная.

Важным моментом является условие выплаты по страховому событию:

  • по счетам станции за ремонт автомобиля;
  • результату проведенной экспертизы по определению убытка, нанесенного транспортному средству;
  • по расчетам, сделанным специалистами СК при определении суммы ущерба.

При подписании договора, страхователь должен четко понимать, каким образом будет рассчитываться сумма, подлежащая к выплате, хватит ли ее на полное восстановление поврежденного автомобиля или придется частично доплатить за изношенность деталей.

Рынок становится более цивилизованным, страховщики делают максимально простым весь процесс оформления документов и экономят время клиента.

«Мы постоянно работаем над тем, чтоб упростить договор. Стараемся идти на уступки, если страхователю что-то неясно в документе», — рассказывает председатель наблюдательного совета финансовой группы «Страховые традиции» Дмитрий Гончаров.

И такая позиция очень важна: человеку необходимо понять, от чего он страхуется. Страхователю обязательно стоит перечитать, что является страховым событием, а что входит в список исключений, и на эти моменты обратить особое внимание. Например, машину угнали с неохраняемой стоянки, за это СК не несет ответственности (что прописано в договоре), однако автовладелец идет с обвинительной в страховую компанию. По словам Гончарова, чтобы избежать этого непонимания, в договоре клиенту необходимо указывать на эти детали: «Обратите внимание, что от этого вы не застрахованы. Поэтому либо расширяйте покрытие, либо ответственность лежит на вас».

Страховая сумма не может превышать рыночную стоимость автомобиля. Поэтому если машина застрахована на 50% от его рыночной стоимости, то и страховое возмещение составит 50% (за вычетом франшизы) от полученных убытков при ДТП. Кроме того, если автомобилю меньше пяти лет, можно заключить договор страхования без учета его износа. Так, например, после ДТП необходима замена радиатора на новый, а износ старого составит 20%. В таком случае страховщик оплатит 80% стоимости новой детали, остальные придется оплатить страхователю. Если машина страхуется с опцией «без износа», то вне зависимости от пробега авто страховщик обязан возместить стоимость новых подлежащих замене деталей. Автомобили до двух лет почти всегда страхуются без учета износа.

Франшиза является стандартным условием договора и может отсутствовать только в VIP-программах. Сейчас средняя по рынку страхования франшиза по программам КАСКО по рискам ущерба (ДТП, стихия, противоправные действия третьих лиц, пожар, взрыв и прочее) составляет 0,5–1%, по риску «угон» — 5–10%. «При наступлении страхового случая одной из самых больших трудностей, с которыми может столкнуться клиент, является оценка ущерба. У компании может быть несколько подходов, которые изначально указаны в договоре на этапе заключения сделки», — объясняет директор по страхованию СК «Украинская страховая группа» Алексей Румянцев. Если СК определяет убыток, исходя из собственных калькуляций, калькуляций по программе (например, AuDatex) или какой-то своей нормативной базы, клиенту, возможно, просто не хватит средств на восстановление своего автомобиля. Такая ситуация может быть следствием низкой цены полиса или политики компании. Вторая сложность — это оперативность выплаты. Естественно, страхователь может получить и 100% положенной ему по договору страхования суммы, но через два-три месяца. Поэтому важно максимально быстро собирать требуемые документы.

Лучше бы поторопиться

Как правило, причиной медленного урегулирования страхового случая является отсутствие документов, подтверждающих факт страхового события и устанавливающих виновника ДТП. При наличии этих бумаг выплата осуществляется в течение нескольких дней. В случае же отказа в выплате у страховщика должны быть весомые основания, иначе он не только проиграет дело в суде, но и нанесет ущерб своему имиджу.

«Срок выплат зависит от многих факторов, в том числе и от сбора всех необходимых документов. Их получение зачастую связано с такими структурами, как ГАИ, суды, СТО, банки и т. д. Поэтому в некоторых случаях процесс выплаты затягивается. Действительно, СК может брать на себя обязательства по сбору документов (тем более что некоторые структуры предоставляют их только по официальному запросу компании), но, как показывает практика, страхователь может получить необходимые бумаги быстрее», — считает андеррайтер СК Allianz Игорь Запорожец.

Темпы выплат начали сокращаться. В прошлом году некоторые компании уже ввели практику экспресс-выплаты по мелким рискам, когда ущерб, к примеру, до пяти тысяч гривен возмещается при минимуме документов в течение трех-пяти рабочих дней. В случае ОСГПО дела обстоят сложнее. Чтобы СК произвела выплату страхового возмещения по автогражданке, ей необходимо знать виновника ДТП, которого определяет только суд. Как правило, от этого и зависят сроки выплаты страхового возмещения: если решение суда будет вынесено через два месяца после ДТП, то, соответственно, и сроки урегулирования будут составлять такой же период.

Уменьшить это время поможет либо изменение системы, либо сокращение сроков вынесения постановлений по делам об административном правонарушении, то есть определения виновника ДТП. Чем быстрее СК получит информацию о том, кто виноват в ДТП, тем скорее она сможет осуществить выплату страхового возмещения. Некоторые компании пытаются вводить практику выплаты по ОСГПО без судебного разбирательства, но она возможна лишь при условии, когда ситуация в ДТП очевидна и спровоцировавший аварию признает свою вину.

Тенденция роста

Эксперты дают очень осторожные прогнозы увеличения продаж новых авто, поскольку на развитие этого рынка иногда влияют непредсказуемые факторы. Однако в целом продажи автомобилей будут устойчиво расти еще два-три года. За 2007-й в Украине было реализовано около 540 тыс. новых машин, причем большинство из них с использованием кредитных средств. Эти авто практически стопроцентно страхуются по рискам КАСКО.

Потенциал роста продаж новых автомобилей в Украине довольно высокий. По разным оценкам, уровень насыщенности составляет около 150 авто на тысячу жителей, в Германии же этот показатель равен 600 авто, а в США — 800. Вместе с автомобильным рынком будет расти и рынок КАСКО. В этом году его объем может превысить два с половиной миллиарда гривен.

Большой спрос, различные нововведения в страховых пакетах, а также специализация страховок будут провоцировать дальнейшее повышению тарифов.

«До конца года сохранится тенденция к увеличению стоимости страховых полисов. Это коснется и тех компаний, у которых есть хороший портфель, а также возможность работать и по старым тарифам. Нелогично держать тарифы на тридцать-сорок процентов ниже рыночных цен», — комментирует Алексей Румянцев.

Возможно и улучшение качества услуг, поскольку все более растущая конкуренция, особенно в сегменте автострахования, будет вытеснять с рынка тех, кто работает спустя рукава. В результате обострятся проблемы с выплатами возмещений у демпингующих компаний. Что касается рынка ОСГПО — прошлогодние намерения Госавтоинспекции не нашли реального подтверждения, и это явно не пошло на пользу автогражданки. До сих пор в практику не введена проверка наличия полисов, а заставить автомобилистов поверить в то, что завтра она начнется, наверное, уже невозможно. Стимулировать автовладельцев сможет лишь повышение штрафов, а также увеличение лимитов ответственностиза нанесенный в аварии ущерб.


Игорь Алексеенко: Эксперт

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.