В июне-августе страховым компаниям удалось вдвое увеличить объем премий, собранный в туристическом сегменте, включающем в себя страхование медрасходов и от несчастного случая. Хотя большую часть сборов СК, как и прежде, обеспечили турфирмы, однако эксперты отметили стремительный рост прямых продаж. Это и неудивительно — купленные таким образом полисы были значительно дешевле, чем через туроператоров.
Путешественников прибыло
По предварительным подсчетам, на протяжении нынешнего лета СК продали туристических страховок на $6 млн., в то время как за аналогичный период
Вторая причина рекордных сборов в туристическом сегменте — подорожание страховок. По подсчетам страховщиков, за три прошлых месяца тарифы увеличились на 70%: их мотивировали общим подорожанием медицинских услуг в Европе. Столько переплачивали этим летом граждане, путешествовавшие за рубеж без помощи туроператоров. Для покупавших полисы через турагентства страховки подорожали сразу в 1,5–2 раза. Если в июне–августе 2007 г. полис «весь мир» обходился в 1,5–3 грн., то в этом году — уже в 3–7 грн. в зависимости от компании. Финансисты уверяют, что двукратное подорожание лежит исключительно на совести их партнеров-турфирм, установивших баснословные наценки на страховки.
Обычно, продавая дорогостоящие страховые продукты, туркомпании обосновывали тем, что по Закону «О туризме» ответственность за страхование лежит именно на субъекте туристической деятельности, и прилагали максимум усилий, чтобы украинцы не приобретали полисы самостоятельно. Финансисты предпочитали умалчивать о том, что по 16 статье базового страхового закона граждане вправе самостоятельно заключать договоры страхования и от них требуется лишь своевременно подтвердить туроператору или турагенту наличие договора страхования. Причем выбора туристу не предоставляли. Как правило, турфирма работала с одной из СК: так, компания «Яна» продавала страховки «ИНГО-Украина», «Феерия» — продукты СК «Европейское туристическое страхование», а TezTour — Allianz.
Неофициально страховщики признают, что такого рода затраты перекрывают при помощи разного рода уловок, прописанных в договорах, которые позволяют увиливать от выплат. Главной причиной бесцеремонного обращения с клиентами, как и прежде, считается безнаказанность СК. До сих пор на рынке так и не было отмечено ни одного случая, когда к страховщику либо туроператору применялись санкции со стороны регулятора из-за некачественного оказания услуг.
Но с недавних пор управу на оборотистых страховщиков смогли найти клиенты. Как стало известно, они выиграли уже несколько судебных исков против СК, причем смогли взыскать с них не только сумму страховки, но и компенсацию морального ущерба. Правда, чтобы минимизировать такого рода потери в будущем, финансисты тут же начали пересматривать условия типовых договоров. Видоизмененные полисы граждане смогут увидеть уже в следующем отпускном сезоне.