Страховщики против европротокола, или плюсы и минусы оформления ДТП без ГАИ
13.07.10
Верховная Рада приняла в первом чтении (и в ближайшее время может принять окончательно) проект Закона №4652-д с длинным названием "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дорожно-транспортных происшествий и выплат страхового
возмещения". Этим документом в украинскую практику вводится понятие европротокола. Он позволит водителям, застраховавшим гражданскую ответственность, оформлять ДТП не только с участием ГАИ, но и без нее. Если участники аварии смогут договориться, им не грозят штрафы и лишение водительских прав…
По своей форме и сути так называемый европротокол — это всего лишь официальное сообщение о ДТП, составленное его участниками, которые застраховали свою ответственность на условиях ОСАГО, и подписанное каждым из них лично. Его появление в украинском правовом поле связано с приближением Евро-2012. Но вопреки расхожему мнению, европротокол не исключает протоколов ГАИ, а только дополняет их. Другими словами, заполнять этот документ с нехитрыми вопросами на тему "каким образом вы попали в аварию" придется вне зависимости от того, вызывается ли на место происшествия автоинспекция или водители улаживают проблемы самостоятельно. Просто в последнем случае для страхового возмещения не придется ждать решения суда, платить штраф и контактировать с милицией.
Родоначальником европротокола является Франция. В течение последних 30 лет система распространилась на многие страны Европы. Правда, единого европейского законодательства на этот счет не существует. Каждая страна устанавливает свои правила и предельные суммы страхового возмещения. Единственное, что унифицировано, — сам бланк европротокола. Во всех странах, его признающих, бланки и вопросы совпадают. Разница лишь в том, что в Великобритании европротокол — на английском, в Испании — на испанском, в Украине будет на украинском языке. Кстати, как в России (где европротокол появился раньше), так и в Украине используется французская модель. Во Франции водители — участники ДТП могут договариваться без вызова полиции в любом случае, если вред нанесен исключительно автомобилям. То есть в аварии нет пострадавших и не повреждено имущество, находившееся в авто. В Бельгии, например, правила либеральнее: полицию можно не вызывать, даже если есть травмированные (но не погибшие).
Введение европротокола совершит в умах украинских автолюбителей небольшую революцию. Фактически это перевод отношений из формата "государство—человек" в частные отношения между автомобилистами. Что само по себе уже довольно серьезная "реформа ментальности".
Юристы говорят, что даже в России аналог нашей 124-й статьи Кодекса Украины об административных правонарушениях (ответственность за имущественный вред, причиненный в результате нарушения правил дорожного движения) звучит по-другому. Там прописана ответственность только за легкие телесные повреждения, а не за имущественные. Теперь же, поясняет Роман Роменский, по ст. 124 КУоАП не будут отвечать лица, если они не находились в состоянии алкогольного опьянения и использовали право на европротокол.
Примечательно, что продвижение европротокола в Украину лоббировалось МВД. На первый взгляд, это странно, потому что данная новация сократит сборы по штрафам как минимум вдвое. Но, как выяснилось, милиция готова пожертвовать штрафами, поскольку устала "отрабатывать" царапины на бамперах стукнувшихся авто. К тому же машины с незначительными повреждениями, которые полдня ждут ГАИ, создают на улицах крупных городов колоссальные пробки. Как пояснил источник в автоинспекции, ресурсов на быстрое реагирование по мелким авариям у ГАИ просто нет. "Введение европротокола облегчит жизнь сотрудникам милиции: они смогут заниматься тем, чем прежде всего должны заниматься — уменьшением количества травмированных и погибших", — сказал он.
Впрочем, пока неизвестно, как приживется европротокол в Украине по сравнению с Россией, где он не прижился совсем. Во-первых, пока законопроект предусматривает, что сотрудники ГАИ не будут выезжать на место ДТП, если речь идет о причинении вреда исключительно транспортному средству. Если же в машине был ноутбук и пострадал, или порвалась одежда, или, как в известном фильме, пропали "два портсигара отечественных, две куртки замшевые…", без милиции по-прежнему не обойтись, ибо повреждение дополнительного имущества не учитывается при оформлении европротокола.
Во-вторых, вопреки закону, далеко не все транспортные средства до сих пор обеспечены полисами обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). К тому же европротокол касается только возмещения вреда, нанесенного обеспеченным транспортным средством другим обеспеченным автомобилям в рамках ОСАГО.
Комплексное автомобильное страхование "на все случаи жизни", известное как КАСКО, под европротокол не адаптировано. То есть оформить сообщение о ДТП придется, но страховая компания, которая выплачивает возмещение по КАСКО, наверняка потребует еще и документы от ГАИ.
По словам г-на Роменского, довольно скоро в Украине будет окончательно сформирована база данных по полисам ОСАГО. И страховщики смогут видеть "кредитную историю" своего клиента: сколько раз он попадал в ДТП, по чьей вине. Таким образом, более широкое применение получат коэффициенты — бонус и малус. Ну, с бонусом все понятно — это уменьшение стоимости страховой услуги для безаварийных водителей. А вот малус — слово, которое для большинства граждан звучит непривычно. Это — повышающий коэффициент для тех, кто ранее совершал ДТП.
Что касается мошенничества, то если такой факт будет установлен в судебном порядке по норме, заложенной в законопроекте, злоумышленник возвращает страховой компании выплаченное возмещение в двойном размере. Еще одним препятствием для мошенников может стать ограничение по страховым выплатам (в случае применения европротокола). В нынешней редакции проекта таких ограничений нет, но, говорят в МТСБУ, целесообразно максимальные размеры страховых выплат по ДТП, которые оформлялись без участия сотрудников ГАИ, установить на уровне 50 тыс. грн. на одно событие и не более 10 тыс. грн. на одного пострадавшего. В дальнейшем эти максимальные размеры, по мнению страховщиков, должны пересматриваться Госфинуслуг на основании предложений МТСБУ.
Считаю, что это даст только положительный эффект. Тем более в Киеве и городах- миллионниках. Грустно смотреть на километровые пробки из-за двух ослов у которых даже номерной знак не погнут, но они все-равно стоят и ждут. Главное у каждгго франшиза под тыщу грн и в итоге они еще сами должна страховщикам будут, но им лень договора читать, вот и портят настроение другим. А если еще учесть то как сейчас страховые компании выплачивают деньги, то вообще не понимаю зачем создавать другим проблемы изза 300 гривен (стоимость нового знака). Сам застраховался в Универсальной на сумму, которую смогу без проблем выплатить не привлекая страховщиков и не напрягаюсь. Считаю что ввязываться во всю эту канитель надо лишь при серьезных повреждениях, а не дергать из-за 500 гривен.