Государственная регуляторная служба отказала Нацкомфинуслуг в согласовании новых требований к достаточности активов страховых компаний. Регулятор не откажется от инициативы и после доработки снова подаст ее на согласование. Одни страховщики считают, что «закручивание гаек» убьет часть рынка, вторые настаивают на необходимости повышения требований, чтобы страховщики могли выполнять обязательства перед клиентами.
Страховщики могут расслабиться и вздохнуть свободно. Государственная регуляторная служба не позволила
Нацкомиссии, осуществляющей регулирование рынков финансовых услуг, ужесточить требования к страховым компаниям. Об этом сообщил член Нацкомфинуслуг Александр Залетов.
Регулятор финансового рынка получил заключение госслужбы от 6 февраля, в котором говорится о несоответствии принципам государственной регуляторной политики проекта распоряжения Нацкомфинуслуг «О внесении изменений в Методику формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни и Положения об обязательных критериях и нормативах достаточности, диверсификации и качества активов страховщика».
Этим документом Нацкомфинуслуг хотела потребовать, чтобы активы страховщика в любой момент не опускались ниже суммы обязательств страховщика и минимального капитала (это 30 млн грн для рисковых СК и 45 млн грн – для лайфовых), или же меньше суммы обязательств и нормативного запаса платежеспособности.
Денег много не бывает
Регулятор в минувшем году занялся повышением требований к качеству страховых активов, которые могут приниматься в покрытие резервов. В мае 2016-го вступило в силу «Положение об обязательных критериях и нормативах достаточности, диверсифицированности и качества активов СК». Его выполнение позволило снизить долю сомнительных активов СК. «Инвестирование в акции уменьшилось на 5,5 млрд грн, или на 32,6%, в корпоративные облигации – на 183,6 млн грн (-27,1%), права требования к перестраховщикам-резидентам – на 619,9 млн грн (-43,2%)», – перечисляет член Нацкомфинуслуг Александр Залетов. Доля безрисковых активов выросла за год с 60% до 69% (с 10,5 млрд грн до 13,4 млрд грн), например, на 2,7 млрд грн до 5 млрд грн увеличился объем вложений в ОВГЗ.
Однако эти требования выполняют не все участники рынка. В Нацкомфинуслуг подсчитали, что на 30 сентября 2016-го норматив достаточности активов не соблюдали четыре компании по страхованию жизни (их дефицит средств составил 180 млн грн) и 25 рисковых СК (1,19 млрд грн). Норматив диверсификации активов не выполняли четыре лайфовых СК (180 млн грн) и 17 рисковых (410 млн грн).
По итогам III квартала минувшего года достаточными были активы на 34,3 млрд грн, тогда как активы на 20,8 млрд грн были сомнительными. Поэтому дальнейшее ужесточение нормативов привело бы к тому, что требования выполняла бы лишь каждая десятая компания – порядка 30 СК. А дефицит средств на рынке составил бы 8 млрд грн.
Опасения участников рынка касаются изменения минимальных требований к капиталу и привязки к этому показателю других нормативов. Сейчас таких требований нет. В редакции закона «О страховании» от 2005 года установлены только требования к минимальному размеру уставного фонда (гарантийного депозита): 1 млн евро – для рисковых СК и 10 млн евро – для лайфовых.
Предлагаемые условия выгодны крупным СК. «Изменения могут привести к неравенству требований к страховщикам с различными объемами бизнеса и страховых обязательств. Это, в свою очередь, будет способствовать повышению концентрации на рынке крупных страховщиков и вытеснению с рынка малых и средних, в первую очередь украинских страховых компаний, которые способны предоставлять своим потребителям страховые услуги надлежащего качества. Кроме указанных требований, страховщиков дополнительно обязывают отыскать немалые средства на докапитализацию, а это может привести к уходу с рынка большого числа страховых компаний, что нарушит интересы потребителей, увеличит безработицу и нагрузку на государственный бюджет и уменьшит налоговые поступления», – утверждают в ГРС.
Новые требования к минимальному капиталу смогут выполнить не более полусотни компаний, считает генеральный директор ассоциации «Страховой бизнес» Вячеслав Черняховский. «Согласно закону «О страховании», страховщики, нормативный запас платежеспособности которых составляет 30 млн грн и больше, привлекают от 185 млн грн страховых премий в год. При этом, согласно отчету Нацкомфинуслуг по итогам девяти месяцев 2016 года, обеспечить такой приток средств могут не более 30-50 из 280 участников рынка. Расчеты показывают, что компании за пределами топ-50, но входящие в топ-200, получают в среднем 27,8 млн грн премий в год. По закону они должны иметь в среднем по 5,6 млн грн нормативного запаса платежеспособности», – поясняет Вячеслав Черняховский.
Кроме того, страховщикам нужен переходной период для достижения новых показателей. «Мы, как ассоциация, поддерживаем этот нормативно-правовой акт. Он дает более справедливую методику формирования резервов. Убирается так называемое перерезервирование, нормативы по формированию резервов приближают к Solvency-II. Но логично, что сначала нужно принять новую редакцию закона «О страховании», где уже будут прописаны новые требования к капиталу, достижение которых будет поэтапным, а уже потом менять акты регулятора», – говорит генеральный директор Украинской федерации страхования Галина Третьякова.
Страховщики сохраняют лицо
Страховщики заявили, что выполняют все действующие требования регулятора. В крупных компаниях, таких как «АХА Страхование», «PZU Украина» и «Альфа Страхование», сказали, что им даже не пришлось в прошлом году менять структуру активов. «Инвестиционный портфель компании сбалансирован и диверсифицирован согласно стандартам группы АХА», – пояснил начальник казначейства «АХА Страхование» Константин Лихицкий. «Менять структуру не приходилось: мы регулярно оцениваем проектное законодательство и заранее планируем его соблюдение», – говорит финансовый директор СК «Альфа Страхование» Елена Сабарина.
Некоторым компаниям все же пришлось адаптироваться к новым требованиям. «Структура активов компании «ВУСО» меняется в унисон изменениям требований Нацкомфинуслуг к качеству активов. В последнее время снижается доля требований к перестраховщикам и финансовых инвестиций, растет доля денежных средств и недвижимости», – пояснил глава набсовета СК «ВУСО» Александр Шойхеденко.
Александр Шойхеденко считает, что проблема дефицита активов для покрытия резервов актуальна для большинства страховщиков. «Это связано с некорректным способом расчета резервов, прописанным в законодательстве. Резервы всех страховых компаний искусственно значительно завышены. В связи с этим покрывать завышенные резервы можно только за счет привлечения активов извне. Внутренне это понимая, комиссия не спешит ужесточать контроль за соблюдением нормативов. Регулятор обязан в кратчайшие сроки привести порядок формирования резервов в соответствие с действительностью, а затем осуществлять жесткий контроль за достаточностью и качеством активов на ежедневной основе», – считает он.
Ужесточение требований к капиталу страховщики считают логичным. «Регулятору следует продолжать проводить последовательную политику в данном направлении. Существует прямая связь между качеством инвестиционного портфеля страховщика и возможностью выполнения взятых на себя обязательств перед страхователями. Уровень контроля и предупредительных действий со стороны регулятора должен предоставлять возможность страховым компаниям эффективно работать по основному виду деятельности, а также в целом обеспечивать доверие к рынку страхования», – утверждает Константин Лихицкий.
Но делать это нужно не здесь и сейчас. «Ужесточение требований к капиталу должно иметь место, но только тогда, когда будет наведен порядок с активами, покрывающими резервы. Шоковая терапия по отношению к страховщикам приведет только к разворовыванию последних активов, в результате чего пострадают рядовые страхователи. Сегодняшние же чиновники хотят в течение года решить все проблемы, которые не решались 20 лет», – сетует Александр Шойхеденко.