Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Научись принимать стресс и правильно его использовать"
Страхование

 


Автострахование

В состоянии страха. Обзор автострахования
22.10.10

Страховщики сегодня расследуют каждую аварию и не упускают возможности судиться с виновниками ДТП, в том числе с незастрахованными водителями и даже с пешеходами.

Несмотря на то, что банки понемногу восстанавливают выдачу кредитов на покупку автомобилей, рынок автострахования, обвалившийся в 2008‑м, пока не растёт. Особенно это касается добровольного страхования КАСКО. По данным Госфинуслуг, премии страховых компаний (СК) в I полугодии
материалы в тему:
2010‑го сократились ещё почти на 10% – до 1,66 млрд. грн.

Докризисная ситуация на рынке автострахования выглядела следующим образом: выплат по полисам КАСКО было много, а клиентов – ещё больше. Даже тратиться на рекламу не было необходимости – банки, выдающие автокредиты, исправно поставляли новых клиентов, согласных на всё, лишь бы получить кредит. Сегодня картина другая: за каждого владельца автомобиля идёт борьба. К тому же СК приходится прилагать большие усилия, чтобы сокращать выплаты и удерживать рентабельность. Компании объявляют привлекательные цены и предлагают щедрые на обещания договоры, но при этом жёстко следят за выполнением каждой буквы этих соглашений, всё чаще пользуются своим правом на регрессные (встречные) иски и тщательно расследуют каждый страховой случай.

Разбор аварий

Цена вопроса. Компании чаще судятся с виновниками аварий, потому что убытки от ДТП сильно увеличились, уверен глава «Брокбизнес» Вадим Загребной «Мы пересмотрели свою ценовую политику. Например, для клиентов со стажем вождения более 10 лет стоимость полиса понизилась на 20%», – говорит начальник отдела сопровождения АСК «ИНГО Украина» Анастасия Сыропоршнева. А председатель правления СК «Брокбизнес» Вадим Загребной отмечает: «Хотя нулевая франшиза стала редкостью, мы ввели такие программы, потому что они весьма популярны. Тариф при нулевой франшизе – 6,4%, а при франшизе в 1% – 5,7%» По словам главы правления одесской «Городской страховой компании» Дмитрия Гандельмана, чтобы привлечь клиентов, они выплачивают компенсацию до 3% страховой суммы без справки из ГАИ.

Между тем чем выгоднее условия страховки, тем больше перечень причин, по которым могут отказать в выплате. «Не так давно я попал в аварию. Естественно, обратился в свою страховую компанию. Вина, и в ГАИ это подтвердили, была не моя, но в компании заявили, что будут разбираться, не могло ли моё поведение на дороге стать причиной ДТП. И это при том, что мой водительский стаж уже больше 5 лет, я хорошо разбираюсь в автомобилях, да и мои отношения со страховщиками до этого были нормальными», – сокрушается киевский инженер-технолог Андрей Пособчук. У него сложилось впечатление, что компания хочет найти формальную причину для отказа.

СК действительно сейчас ищут любые зацепки в договорах, чтобы не платить. И таких зацепок достаточно: даже если водитель не был виновником ДТП, но своими действиями на дороге мог спровоцировать аварию; если потом будет доказана малейшая техническая неисправность их авто; если не горела фара, не работали стеклоочистители, не была вовремя заменена резина или отсутствовало зеркало заднего вида. «Договоры и раньше часто предполагали такую возможность, однако страховщики, как правило, платили. Сейчас соблюдают документ буквально», – подтверждает Наталия Гудыма из Лиги страховых организаций.

Встречное предложение

Антикризисная переборчивость. По мнению главы ЛСОУ Наталии Гудымы, компаниям сейчас важнее не бесконтрольный рост портфелей, а их максимальная прибыльностьВторой тренд нынешнего автострахования – массовые регрессные иски. Право обратиться к виновнику аварии за возмещением выплаченного страхового платежа было у страховщиков всегда. Однако раньше таким правом часто пренебрегали, подавали регрессы только по крупным затратным авариям. Сейчас возможность стребовать деньги не упускают даже в ситуациях, когда только помят бампер или крыло. Во многих компаниях специально наняли для этого дополнительных юристов. Игра, как подчёркивает начальник управления регрессно-претензионной работы НАСК «Оранта» Михаил Сюр, стоит свеч – минимальная сумма иска выросла с 5–7 тыс. грн. до 10–12 тыс. «Сегодня у большинства страховых компаний есть потребность пересмотреть свои активы, в том числе регрессные портфели. Поэтому страховщики и участили подачу исков», – объясняет г-н Загребной.

Юрисконсульт «Инго Украина» Роман Чуб отмечает, что за последние полгода количество регрессных исков увеличилось в 2,8 раза. По данным юридического управления СК «Омега», за 7 месяцев компания вернула более миллиона гривен (за прошлый год – всего 317 тыс.). «В основном иски касаются КАСКО – возместив расходы своему клиенту, компания обращается к страховщику виновника аварии, имеющего там автогражданку», – рассказывает и. о. начальника Управления транспортного страхования департамента андеррайтинга и методологии СК «Украинская страховая группа» Юрий Корякин. Но, по его словам, четверть исков касается не страховых компаний, а непосредственно виновников аварий, либо не имеющих автогражданки, либо причинивших ущерб, выходящий за пределы определённого страховкой лимита в 50 тыс. грн. Бывают случаи, когда регрессы подаются к пешеходам. Как сообщил Михаил Сюр, в практике «Оранты» таких уже несколько. Причём регрессы могут быть поданы и к собственному клиенту по автогражданке, в частности, если водитель был нетрезв, машина оказывалась неисправной или же если в компанию вовремя не сообщили о страховом случае.

Себе дороже

В ближайшем будущем количество незастрахованных водителей может увеличиться, несмотря на обязательность автогражданки. В середине года Госфин услуг пересмотрела тарифы на этот вид страхования. Базовый тариф был уменьшен, однако большинство корректирующих коэффициентов выросло, а технология расчёта платежа по полисам несколько поменялась. В результате тарифы для столичного жителя, который имеет водительский стаж около двух лет и водит машину с большим объёмом двигателя, выросли более чем в два раза. Как подсчитали игроки рынка, примерно с 350 до 800 грн. в год.

Незадолго до вступления в действие нового тарифа, по словам некоторых страховщиков, на рынке наблюдался ажиотаж: те владельцы автомобилей, у которых страховка заканчивалась в августе-октябре, спешили купить новую, а после сентябрьского подорожания спрос снова немного упал. «После подорожания полиса наша компания получила больше платежей за продажи автогражданки почти на 30%, хотя количество полисов уменьшилось на 13%», – рассказывает заместитель директора СК «Экспресс Страхование» Александр Андреев, предполагающий, что к новому году спрос выровняется. С ним согласно большинство страховщиков – они считают, что подорожавшее обязательное страхование гражданской ответственности существенно не изменит рынок и, скорее всего, не станет причиной роста цен или снижения спроса на КАСКО. Однако имеются опасения, что всё больше водителей будут отказываться от автогражданки. По данным Лиги страховых организаций, около 30% водителей сейчас ездят без обязательной страховки, а ещё 10% – покупают краткосрочную, только на период техосмотра. С ростом цены число «отказников», вполне вероятно, увеличится. А значит, следующий год может ознаменоваться ростом количества исков компаний к незастрахованным автомобилистам – терять свои доходы страховщики не намерены.

Ценная страховка

Стоимость полиса может варьироваться от стоимости машины и города, в котором живет автолюбитель. Поэтому издание приводит тарифы для Киева и Харькова на одни из самых распространённых авто в Украине. Умножая страховой тариф на стоимость автомобиля, можно получить стоимость КАСКО. Указанные тарифы предполагают, что владельцем машины будет физлицо, она новая, а в условиях договора нет ограничений по нарушению ПДД и ограничений по ночному хранению.


Наталия Гузенко: Фокус

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.