В 2009 году до 20% автомобилей, выданных в кредит, могут вернуться в собственность банков. Такие выводы аналитики AutoConsulting делают из-за роста количества неплатежеспособных заемщиков.
Большинство украинцев до недавнего времени покупали автомобили в кредит как минимум на 3 года. Если взять данные по автопродажам за этот период, то цифра получается более чем внушительная. С начала 2006 года в Украине было продано около 1,3 миллиона авто. Из них, по словам
автоимпортеров, около 50% было куплено в кредит. Это значит, что в следующем году до 130 тысяч авто могут быть возвращены банкам.
Реализовать такое количество автомобилей для банкиров будет крайне проблематично. За 9 месяцев этого года украинские автотрейдеры продали 380 тысяч авто. И с учетом того, что автомобильный рынок продолжает падать, по итогам года эта цифра в лучшем случае дотянет до 420 тысяч, против 542 тысяч машин годом ранее. В следующем же году показатели будут еще скромнее. Так, по прогнозам аналитиков Credit Банка, в 2009-м рынок сократится еще на 30-35%, то есть объемы продаж могут не дотянуть и до 300 тысяч. В таких условиях продажа залоговых автомобилей банками может растянуться на несколько лет и потребует развитой системы сбыта.
Сами банкиры не спешат делать прогнозы на следующий год. Однако не отрицают: ситуация может быть критичной. "С таким курсом доллара может быть все что угодно", - говорит заместитель председателя правления Дочернего банка Сбербанка России Владислав Кравец.
Чтобы уменьшить проблемы с реализацией залоговых автомобилей, банкиры лоббируют несколько законодательных изменений.
Так, Ассоциация украинских банков (АУБ) совместно со Всеукраинской ассоциацией автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) работает над проектом, предлагающим внесение изменений в законы "О налоге на добавленную стоимость" и "О защите прав потребителей". Прежде всего банкиры выступают за отмену уплаты НДС при повторной продаже авто.
По словам авторов, готовый проект изменений может поступить на рассмотрение в Верховную Раду уже в І квартале 2009 года. Если нововведения примут, это будет значить, что цена на подержанные автомобили станет ниже, что сделает сотрудничество банкиров с автотрейдерами достаточно привлекательным для обеих сторон.
Для импортеров и дилеров нововведения тоже выгодны. Это поможет решить возможную проблему с товаром для автосалонов. Напомним, что Верховная Рада уже приняла в первом чтении законопроект о введении дополнительной надбавки к ставке ввозной пошлины на импортированные автомобили. Если этот законопроект пройдет, это будет означать фактическое повышение пошлины на 12%, а значит, и снижение рентабельности бизнеса. "Если законопроект будет принят, торговать импортируемыми автомобилями будет просто невыгодно", - говорит Олег Назаренко.