Кредит на авто
Автокредитование возобновляется
22.07.09
Стабилизация ситуации на финансовом рынке подвигла финансистов к возобновлению автокредитования.
Банки не намерены снижать цены на автокредиты и либерализировать условия их предоставления. Исключение составят займы на бэушные машины, выдачу которых финансисты обещают начать уже с осени
Ставки продолжают рост
Количество банков, готовых кредитовать клиентов под покупку авто, к концу июня перевалило за десяток.
«Выходу на рынок банковских
учреждений способствовала некоторая консервация кризисного состояния отечественной экономики, стабилизация курса национальной валюты и позитивные сигналы с внешних рынков», — пояснили в ВТБ Банке . Уменьшение паники среди населения и прекращение оттока вкладов позволили финансистам перевести дух в борьбе за ликвидность и вспомнить о необходимости зарабатывать.
«Люди снова понесли свои сбережения в банки. К тому же, учитывая отсутствие резких колебаний курсов валют, улучшилась ситуация с погашением просроченной задолженности. Это положительно повлияло на величину ресурсов банков и позволило частично возобновить кредитование, в том числе и на покупку машин. Займы под приобретение авто сейчас выдают в основном так называемые средние банки, которые меньше всего чувствуют разрыв ликвидности», — отмечает заместитель председателя правления АБ «Киевская Русь» Татьяна Лобашова.
Увеличивать портфели автокредитов банкиров стимулируют также автопроизводители и импортеры, инициируя партнерские программы и предлагая акционные условия продаж машин.
Тем не менее нынешние объемы кредитования остаются ничтожно малыми . «Объемы продаж новых автомобилей в 2009 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упали примерно в десять раз. При этом удельный вес кредитных машин в общем объеме продаж снизился с 70 до 3–5%», — констатирует Инна Матвеева, начальник управления развития розничного бизнеса БМ Банка .
Большинство финансистов сейчас выдают кредиты на покупку новых иномарок, гораздо реже — отечественных авто . «Банки стали более тщательно проверять платежеспособность клиентов. Кроме того, они выделили так называемые сегменты повышенного риска в зависимости от профессиональной сферы занятости клиента», — поясняет Галина Жукова, член правления, директор по розничному бизнесу и сети АО «Индэкс-Банк» . Потенциально опасными заемщиками банкиры считают строителей, риелторов, граждан, работающих в сфере производства и продаж авто, и т.д .
Претенденты на ссуду, прошедшие кастинг по профессиональному критерию, должны подтвердить свою платежеспособность . «Если год назад расходы клиента на обслуживание кредита не должны были превышать 70% ежемесячных доходов, сейчас эта цифра находится на уровне 40–50%. Также в расчет кредита берется исключительно официальный доход потенциального заемщика», — рассказывает директор по продажам ООО ЦФР (розничная финансовая сеть «КредитМаркет») Денис Раковский. Непременным условием при оформлении займа в этом году стало внесение заемщиком части стоимости приобретаемой машины. «В нынешней ситуации выдавать кредиты без первоначального взноса слишком рискованно. В зависимости от банка его размер варьируется от 30 до 50–60%», — говорит Инна Матвеева. При этом финансисты сократили сроки кредитования до трех-четырех лет. Некоторые банки готовы ссужать средства всего на год-два и лишь единицы по-прежнему декларируют возможность получения пяти-семилетних ссуд.
Зато ставки по автокредитам продолжают расти. По оценкам экспертов, к концу июня средняя ставка по гривневым займам выросла на 2,7% годовых (до 22,7% годовых), а максимальная — подскочила с 28 до 40% годовых.
Авто с пробегом вне конкуренции
«В ближайшие три месяца рынок останется на прежнем уровне, оживление в этом сегменте возможно лишь благодаря проведению банками, автодилерами и страховыми компаниями совместных акционных программ. Небольшой рост рынка возможен осенью и зимой», — прогнозирует Сергей Мищенко, директор департамента разработки банковских продуктов Астра Банка . Кроме того, финансисты прогнозируют, что осенью произойдет ряд изменений как в структуре спроса на автозаймы, так и их предложения. «Во втором полугодии следует ожидать роста спроса на кредиты под приобретение авто с пробегом, так как из-за подорожания новых машин и увеличения количества предложений на вторичном рынке спрос перемещается именно в эту нишу» , — уверен Максим Жирко, начальник управления развития продуктов и систем индивидуального бизнеса АКБ «Форум» . По данным компании AUTO-Consulting, за первый квартал 2009 года объемы продаж новых автомобилей упали на 70%, бывших в употреблении — всего на 16%. При этом продажи бэушных автомобилей почти вдвое превысили показатель по новым автомобилям .
Сегодня кредиты на приобретение подержанных машин выдают лишь единицы. Исключение составляют займы на покупку залоговых авто путем переуступки займа . «Такие программы продвигают ряд крупных банков, имеющих большие портфели автокредитов. Для них данный подход является аналогом рефинансирования проблемного портфеля автокредитов», — рассказывает Денис Раковский. Однако к осени ситуация может кардинально измениться . «Банки будут начинать рассматривать вопрос о возобновлении кредитования бэушных автомобилей. Это связано с необходимостью реализации залоговых авто, с невысокой платежеспособностью населения и непосредственно с состоянием автомобильного рынка. За первый квартал 2009 года динамика падения объемов первичного авторынка в четыре раза превысила тот же показатель по вторичному рынку. Да и в автосалонах сегодня больший спрос именно на комиссионные автомобили», — полагают эксперты ВТБ Банка. По прогнозам экспертов, во второй половине года дилеры будут активнее внедрять услугу обмена старого автомобиля на новый (trade-in). «В ближайшем будущем на рынке кредитования бэушных автомобилей ведущую роль смогут занять дилеры, которые предложат кредитование машин с trade-in площадок. При этом банки будут охотнее выдавать займы на покупку подержанных авто, поступающих из салонов дилеров, поскольку смогут более адекватно оценивать состояние и стоимость залогов», — считает Денис Раковский.