Неплохие показатели роста авторынка в начале года вернули в сегмент автокредитов большинство старожилов. Но ожидания относительно снижения ставок до уровня, приемлемого широкими массами, не сбылись. В итоге банковские кредиты уступили дорогу совместным программам автоимпортеров и производителей.
На рынок автокредитования по-прежнему давят последствия кризиса 2008-2009 гг. Постепенное снижение ставок в нацвалюте в первом полугодии лишь раззадорило интерес кредитных учреждений к сегменту. Но после
мимолетного проблеска надежды в глазах автодилеров уже в начале осени банки стали испытывать острый дефицит гривневых ресурсов, что толкнуло ставки вверх. «Многие банки или же практически прекратили предоставление кредитов, или же значительно повысили проценты, что не совсем приемлемо для клиентов»,— комментирует Йозеф Граф, глава правления «Финансовой группы Порше».
Особняком стоят лизинговые программы отдельных производителей — лизинговым компаниям на вполне легальных основаниях разрешено предоставлять финансирование в иностранной валюте (тогда как банки кредитуют только в гривне). Но даже они, как замечает господин Тимофеев, зачастую завязаны на финансировании внутри страны. «Если сравнивать программы банков и автодилеров, то разница в эффективной процентной ставке по займу обычно не превышает 1-1,5%. В большинстве же случаев стоимость ресурсов приблизительно одинакова»,— уточняет господин Тимофеев.
В будущем сезоне ставки будут только расти, обещают эксперты. Но при условии, если еще останется что кредитовать. Ведь ожесточенная борьба правительства с ростом товарного импорта в стране во благо удержания платежного баланса и гривни любой ценой наверняка продолжится после новогодних празднеств с новой силой. В том числе — и с автомобилями. А посему простаивающие месяцами в портах машины и пустующие салоны в дополнение к кризису ликвидности невзначай подтолкнут банкиров к дальнейшему сворачиванию программ автокредитования.