С 21 сентября 2012 года вступает в силу подписанный 19 марта президентом Украины закон №4452-VI «О системе гарантирования вкладов физических лиц». С этого момента никто из вкладчиков не сможет быть уверен, что в случае проблем в банковской системе он вернет свои деньги. Если в настоящее время Фонд гарантирует возврат вкладов в сумме до 150 тыс. грн, то со дня вступления в действие нового закона сумма может быть установлена любая — например, 10 тыс. грн или тысяча гривен, поскольку определять сумму возврата по банковским вкладам будет административный совет Фонда, исходя из имеющихся
На главной странице сайта Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) на видном месте указан «размер гарантированной суммы возмещения по вкладам, включая проценты, — 150 тыс. грн». Естественно, что у подавляющего большинства вкладчиков размеры их депозитов гораздо скромнее. А те, у кого они больше, — просто разбросали вклады по нескольким банкам и успокоились - «В случае чего — Фонд выплатит».
При этом мало кто задумывается о том, что возможности самого Фонда — не безграничны. Согласно информации, размещенной на его сайте, на 1 января 2012 года Фондом были аккумулированы 4,827 млрд грн. С того времени прошло почти 3 месяца. Фонд производит выплаты вкладчикам 19-и ликвидируемых банков, следовательно, стоит предположить, что эта сумма еще уменьшилась. В то же время, в одном «Приватбанке» на 1.02.2012 года сумма вкладов физических лиц составила почти 71,9 млрд грн — это в 15 раз больше суммы, аккумулированной Фондом. И в случае проблем у этого солидного банковского заведения — у Фонда не будет никакой возможности выплатить каждому его вклад в полной мере.
Именно для того, чтобы выйти из этой щекотливой ситуации, в новом Законе и была заложена норма, согласно которой теперь размер гарантированной суммы возмещения по вкладам устанавливает так называемый административный совет Фонда, состоящий из пяти человек: двое — представители Национального банка Украины, один — представитель Кабинета министров, еще один — представитель профильного комитета Верховной рады и директор-распорядитель фонда (по должности). Эти люди и будут решать, какой будет предельная сумма возмещения. И уж явно данная норма заложена не для того, чтобы увеличить существующую граничную сумму возмещения.
Кроме того, в пункте 16 части пятой статьи 12 закона предусмотрено, что при условии недоступности вкладов в банке исполнительная дирекция фонда принимает решение о предоставлении целевого кредита банку с целью осуществления выплат «по вкладам вкладчиков по договорам, срок действия которых закончился, а также по договорам банковского счета вкладчиков». Нетрудно догадаться, кто реально сможет получить свои деньги в случае вступления в силу этой нормы закона, если вспомнить, как в 2008-2009 годах народные депутаты штурмовали здания проблемных «Надр», «Родовида» и «Укрпромбанка» с целью снять свои замороженные депозиты. Теперь данная проблема будет решена — но только для них. А остальным — придется ждать, что останется в закромах Фонда после «раздачи» власть имущим.
В новый закон включено интереснейшее дополнение. А именно: в пункте 9 части четвертой статьи 26, где перечисляются случаи, в которых Фонд не осуществляет выплату возмещений по вкладам, сказано: «по вкладам в филиалах иностранных банков». При этом нигде в тексте не сделано уточнение, что именно подразумевает данный Закон под «филиалами иностранных банков». Нет этого казалось бы крайне важного определения и в статье 2 Закона, озаглавленной «Определение терминов». Таким образом, можно предположить, что сюда можно отнести не только филиалы «дочерних структур» иностранных банков — российских, немецких, французских, австрийских, итальянских, греческих — но и банки с участием иностранного капитала, такие, как например, «Проминвестбанк», который уже пострадал в 2008 году в результате спланированной паники вкладчиков.
Очевидно, авторы данного закона предположили, что «мамы» — иностранные банки должны самостоятельно позаботиться о своих «дочках» и своевременно снабдить их необходимыми ресурсами. Или же подумали, что население поверит в надежность инобанков и не пойдет выносить из них все. Так или иначе — но принятием данной нормы Закона все иностранные банки в Украине поставлены под удар. И как только данный Закон станет достоянием общественности — нетрудно предположить реакцию вкладчиков, которым с 21 сентября никто уже ничего не гарантируют.
Невольно вспоминается осень-зима 2008-2009 года. Тогда в результате возникшей паники банковская система потеряла около 60 млрд грн вкладов. И только мораторий на досрочную выдачу вкладов, введенный Национальным банком 13 октября 2011 года, спас банковскую систему от полного обрушения. Впрочем — за это заплатили вкладчики, державшие в банках национальную валюту — их вклады обесценились одновременно с ростом курса доллара. Последовавшие за этими событиями три года стабильности усыпили бдительность населения, которое вновь понесло свои деньги в банки. За 2 месяца 2012 года, по данным Национального банка, вклады населения увеличились на 14,5 млрд грн. Причин такого роста было две: во-первых, стабильный курс национальной валюты внушил населению уверенность в стабильности и банковской системы в целом. Во-вторых, задекларированная гарантированная сумма возврата в размере 150 тыс. грн.
Однако в последнее время представители разных партий заявляют о грядущей девальвации валюты. И вот — из-под ног вкладчиков была убрана последняя скамейка — гарантированные 150 тыс. грн могут в любой момент уменьшиться до непредсказуемой величины.
Так стоит ли рисковать в данных условиях? Очевидно, что риск потери существенно превысил возможные доходы от процентов по депозитам. А риск девальвации — сводит на нет преимущества гривневых депозитов с более высокими процентными ставками.
В данной ситуации у населения осталось 6 месяцев, чтобы решить, куда направить деньги с депозитов. Вариантов немного: наличная валюта, золотые слитки или товары длительного пользования. Некоторые рассматривают в качестве альтернативы банковские ячейки, однако в свете постоянных законодательных новшеств нет гарантии, что и до них не доберутся наши «реформаторы». Видно, не дают покоя властным эшелонам $60 млрд «в матрацах» населения, а в условиях отсутствия кредита от МВФ и других международных организаций и необходимости осуществления ежемесячного платежа за газ российскому «Газпрому» эти ресурсы видятся, очевидно, единственным способом расплатиться. Вот и рождаются подобные Законы, с задекларированной заботой о населении, но с явно другими целями.