Чего опасаться от банкоматов, принимающих наличные
21.10.10
Банкоматы могут оказаться не только помощником, но и источником
проблем. издание выяснили, что делать, если банкомат "ест" деньги.
Администратор спортклуба Валерия перед поездкой в Крым решила зачислить
полученные отпускные на свой карточный счет. Время было позднее, отделение банка
уже было закрыто. И девушка воспользовалась услугами банкомата кэш-ин,
расположенного в зоне самообслуживания возле банковского отделения. Валерия "на
глаз" разделила пачку банкнот на две стопки и положила в "рот" банкомату первую
из них. Машина пересчитала деньги, но сумма
оказалась меньше половины. В тот
момент Лера не обратила на это внимания, решив, что деньги между стопками
разделила не поровну. Но после того как она отправила в банкомат вторую стопку
купюр, обнаружилось, что общая зачисленная на картсчет сумма не совпадала с
ожидаемой.
Кэш-ин-банкомат (их еще называют терминалами/киосками
самообслуживания, депозитными банкоматами) найти все проще, но многие клиенты
банков по-прежнему предпочитают пользоваться услугами живых кассиров.
Ведь история Валерии -- далеко не единственная.
Корреспонденты издания выяснили, как минимум, три причины, по которым
банкоматы "съедают" наши деньги. Две из них создает сам клиент. Причина
первая -- банкноты иногда банально слипаются. Возможно, купюры были слишком
новые или, наоборот, слишком старые, со следами клея, мороженного или любого
другого липкого вещества. И все -- терминал посчитал две-три бумажки за одну.
Поэтому очень важно пересчитывать деньги, которые отправляются в банкомат.
Причем, не только для того, чтобы знать точное их количество. Но и чтобы
"разъединить" банкноты перед операцией или же выявить липкие купюры, которыми
лучше рассчитаться в магазине или в кассе банка.
Многие кэш-ин-банкоматы могут обрабатывать стопку в 50 банкнот. Но
лучше не испытывать судьбу и провести несколько траншей по 3--5--10 купюр.
Причина вторая -- клиент сам мог прервать длительную цепочку операций
по зачислению средств на карточку или депозит. Программа в банкомате, как
правило, несколько раз "уточняет", действительно ли именно ту или иную сумму
собирается внести владелец счета. Если начать нажимать кнопки, не дождавшись
полной "загрузки" денег в терминал, программа может просто зависнуть.
Третья причина -- от нас не зависящая -- технические неполадки самого
банкомата: перебои с электроснабжением, сетевым оборудованием и так далее.
Если банкомат выполнил какую-то операцию некорректно, нужно сразу же
позвонить на "горячую линию" банка и сообщить об этом. Банкоматы кэш-ин
чаще всего размещаются на территории отделений банков или в центрах
самообслуживания, поэтому рядом с терминалом всегда расположен телефон с прямым
выходом на службу поддержки.
Впрочем, по опыту корреспондента, в ночное время (а большинство центров
самообслуживания работают круглосуточно) ожидать связи с оператором можно
достаточно долго -- до 10--15 минут. Но, даже в этом случае, соединения все же
стоит дождаться. Оператор подскажет, что делать, чтобы исправить ошибку на
месте. Если же это не поможет, зафиксирует факт "недосчета" денег.
Если неприятность произошла с банкоматом кэш-ин того же банка, что и выпустил
карту, то вопросы с пропажей денег обычно решаются довольно быстро. На практике
-- в течение недели (хотя официально банкиры заявляют о 10--20 рабочих днях).
Для этого нужно приехать в банк, написать заявление о случившемся и приложить к
нему полученные из банкомата слипы (если есть). В заявлении необходимо указать
дату, время и место проведения транзакции (точный адрес), а также детально
описать, что "отвечал" терминал на действия клиента.
Но если деньги застряли в "чужом" банкомате, то процедура их извлечения может
быть более длительной. Точно так же пишется заявление и подается в банк-эмитент
карты, но в "разборках" уже участвует три стороны: клиент, банк-эмитент карты и
банк-владелец банкомата. И оба банка могут затягивать рассмотрение дела. Так что
владелец карты может увидеть свои деньги только через три-четыре месяца после их
пропажи.
Те, кто уж попадал в такую историю, утверждают, что успех дела во многом
зависит от настойчивости клиента. Звонить, узнавать на каком этапе находится
расследование ситуации -- все это подстегнет банкиров. А вот переводить дело в
зал суда -- не стоит. Речь идет, как правило, об относительно небольших суммах
-- до 1000 грн. Так что, это как раз тот случай, когда овчинка не стоит
выделки.
Еще одной распространенной проблемой в "общении" с банкоматами кэш-ин
является нежелание машины принимать те или иные купюры. Банкомат оборудован
специальными приспособлениями, которые выявляют "сомнительные"
банкноты. Например, корреспондент на собственном опыте убедился, что
практически гарантированно не будут приняты гривны с надрывом, клееные скотчем
или слишком затертые.
Кроме того, часто кэш-ин-терминал отказывается принимать еще "хрустящие"
банкноты, очевидно, подозревая, что они "свеженарисованные". Однако, как
правило, отверженные депозитным банкоматом купюры вовсе не являются подделкой. В
большинстве случаев "сомнительными", с точки зрения бездушной машины, деньгами
можно легко рассчитаться в ближайшем магазине или совершить платеж через кассу
банка.
Звоним в службу поддержки и детально описываем ситуацию.
Фиксируем время, когда произошла некорректная транзакция.
Если в телефоне есть камера (или при себе фотоаппарат), фотографируем
дисплей терминала.
Если банкомат выдал какую-либо квитанцию, обязательно ее забираем и храним.
Следуем инструкциям оператора (возможно, проблему можно решить на месте).
Если банкомат так и не зачислил "съеденные" деньги на счет, обращаемся в
головной офис банка (или региональную дирекцию) и пишем заявление с детальным
описанием ситуации.
Прилагаем к заявлению квитанцию, фото дисплея после проведения некорректной
транзакции.
Зачислить валюту (доллар, евро) на текущий (карточный) счет (не во всех
банках).
Пополнить депозит в гривнах, долларах или евро (не во всех банках).
Погасить задолженность по кредитной карте.
Погасить задолженность по кредиту.
Оплатить коммунальные услуги (если у клиента есть текущий счет в этом
банке).
Оплатить мобильную связь (если у клиента есть текущий счет в этом
банке).
* функциональность кэш-ин-банкомата зависит от его программного обеспечения,
не все они поддерживают все вышеописанные функции. Почти все банки принимают
через свои банкоматы деньги для пополнения тех карточек, что выпущены ими
самими.