Осенью 2009 года банки совместно с автодилерами предлагают
автокредиты под 0% годовых. Автор разбирался, в чем секрет такой
неслыханной щедрости и насколько выгодно участвовать в подобных акциях.
Как уже не раз писали, программы автокредитования банков и автодилеров
зачастую содержат более выгодные условия в сравнении со стандартными кредитными
продуктами. В частности, заемщикам предлагается более низкая кредитная
ставка или даже заем под 0% годовых.
приобретение авто выдавали 15 банков. Из них шесть финансовых учреждений
сотрудничали с автодилерами или финансовыми компаниями автопроизводителей»,
– говорит директор департамента разработки банковских продуктов «Астра Банка»
Сергей Мищенко.
Издание решило выяснить, какие авто можно купить на льготных
акционных условиях и нет ли в таких программах «подводных камней» в виде
дополнительных комиссий и переплат.
За счет «нулевого» кредита сейчас можно приобрести почти весь модельный ряд
Nissan, автомобили, которые реализует корпорация АИС (Citroen, SsangYong, Geely,
Audi, ГАЗ, ВАЗ, ИЖ, УАЗ), седаны Mazda6, Subaru Forester, Impreza, Legacy,
Outback. Под 0% годовых предлагают Toyota Corolla и Camry 2008 года выпуска, а
также «французов» Renault (Logan, Logan MCV, Sandero, Symbol, Kangoo, Megane,
Scenic) и «американцев» Ford (Fusion, Fiesta, Focus, C-Max, Mondeo, Kuga).
Правда, предупреждаем сразу: «нулевая» кредитная ставка, позволяющая
купить авто почти что в рассрочку, доступна лишь на год-два, максимум до трех
лет (максимальный срок автокредита в Украине – пять-семь лет). Если же
пользоваться деньгами дольше двух лет – проценты могут достигать и 27% в год в
гривнах.
У некоторых банков к нулевой ставке прибавляется еще и ежемесячная
комиссия в размере 1,1–1,19%, что фактически является скрытой процентной
ставкой. К тому же еще при оформлении кредита предстоит заплатить разовую
комиссию – 2,5–4% суммы займа.
В итоге реальная ставка по двухлетнему «нулевому» кредиту составит в
среднем 2,4% годовых в гривнах. Конечно, это без учета затрат на
оформление авто и его страхование.
Безусловно, может возникнуть вопрос: почему банки так добры в столь непростое
время? Ответ прост: во-первых, они подстраховываются за счет высокого
первоначального взноса (до 50–60%), во-вторых, авто 1–2-летнего возраста гораздо
легче продать, чем машину постарше, поэтому, даже если клиент не сможет гасить
кредит, банк без особых проблем реализует залог. В-третьих, «нулевой» заем
обычно субсидируется компанией-производителем. Кроме того, банк зарабатывает и
на партнерстве со страховщиком, поэтому КАСКО по кредиту-рассрочке может стоить
на 2–3 процентных пункта дороже, чем «в свободной» продаже.
Может применяться и схема факторинга, когда заемщик на самом деле
покупает авто в рассрочку у самого автодилера, скажем, на два года под
0%. Но после этого права требования с определенным дисконтом выкупает у
салона банк-партнер. В итоге клиент, к примеру, платит 30% взноса для авто
стоимостью $30 тыс., то есть $10 тыс. Банк же доплачивает салону лишь $17 тыс.,
требуя при этом от клиента все $20 тыс. В итоге кредитор все равно получает свой
доход (около $3 тыс.), но не за счет процентов, а именно благодаря скидке от
автодилера.
Кроме «нулевых», на рынке есть и займы под относительно небольшие
ставки – в пределах 10% в год в гривнах. Например, «Кредит Европа Банк»
предлагает Volkswagen Touareg по ставке от 0,5% годовых, а «ВТБ Банк» – под
7,77%, «Астра Банк» – под 8,99%, Индекс-банк кредитует модельный ряд Toyota – от
7,5% годовых. Индекс-банк дает кредит от 7% на автомобили Mazda, «Астра Банк» –
кредиты на Chevrolet, Opel, Mercedes-Benz, Cadillac, Chrysler, Jeep, Dodge,
Renault, KIA, ЗАЗ, Chery – от 4,44% в год, а Universal Bank одалживает деньги на
автомобили Ford под 3,99%, 5,99% и 7,99% годовых.
Но обольщаться не стоит: небольшие ставки сопровождает, как правило,
все та же ежемесячная комиссия (0,35–1,19%), которая может увеличить плату по
кредиту еще почти на 14 процентных пунктов и начисляется порой не на остаток
долга, а на всю сумму кредита.
В результате реальная ставка по таким займам составляет 18–26%
годовых в гривнах, тогда как по обычным кредитам – все 30% годовых.
Самостоятельно в момент покупки оплатить придется 25% стоимости авто,
а подчас и больше. Крупный первоначальный взнос дает возможность
получить пресловутые «кредитные каникулы» в виде нулевой ставки в первые годы
пользования займом. Например, по программе Renault Finance для моделей Laguna,
Koleos при взносе в 25% ставка – от 6,9% годовых с первого года, а если аванс –
от 50%, то в первые три года ставка равна 0%.
Кредиты в валюте тоже все еще реальны.
Кстати, в отличие от техномаркетов, которые зачастую используют умышленное
завышение цены на товары, для которых предусмотрены льготные кредиты, автосалоны
в такие игры не играют.
Купленное авто еще нужно «узаконить». Постановка на учет в
МРЭО выльется где-то в 5 тыс. грн и больше. Также придется оплатить регистрацию
автомобиля в государственном реестре залогового движимого имущества (100 грн) и
услуги нотариуса – до 1000–1200 грн. Транспортное средство необходимо также
страховать: КАСКО обойдется в 6–10%, в зависимости от страховой компании,
«автогражданка» – в 250–800 грн в год.
Как видим, акционные кредиты даже с учетом скрытых комиссий все равно
обходятся дешевле, чем стандартные автокредиты банков. И это хорошая
новость.
Плохая новость состоит в том, что даже щедрые банки так и не стали
лояльнее в своих требованиях к доходам заемщика. Они по-прежнему хотят
видеть лишь справки о «белой» зарплате минимум за три-шесть месяцев. Также может
потребоваться подтверждение зарплаты супруга/супруги. Решение по кредиту
придется ждать в одних банках два-четыре дня, а в других – до месяца.
Безусловно, если потенциальный заемщик смутит кредитора – процесс рассмотрения
заявки затянется, а банк потребует дополнительные документы, удостоверяющие
дополнительные доходы. Например, депозитный договор и помесячную разбивку
начисленных по вкладу процентов.
От себя добавим, что лучше всего, когда в кармане есть хотя бы
половина стоимости автомобиля и возможность выплатить остальную часть за
один-три года. Тогда придется потратиться лишь на разовую комиссию банку,
оформительские процедуры и страховки, а авто обойдется лишь на пару процентов
дороже, благодаря «нулевому» кредиту.
Если же воспользоваться кредитами с пониженной ставкой (3,99–8,99% в год), то
итоговая переплата за несколько лет все равно может составить десятки процентов
за счет ежемесячных комиссий банка, от которых, увы, никуда не деться.
Дешевые или нулевые кредиты есть у многих автодилеров. Но чтобы
купить авто без солидной переплаты, придется «закрыть» долг за один-три года. В
противном случае кредит не будет нулевым.
0% – первый год, 4,44% – на остальной срок (гривна)
4,44% –
разовая, 1,1% – ежемесячная
Mazda6
Спецусловия – до 17 декабря
Индексбанк
30/50%
До 7 лет
0–19,9% – гривна
4% – разовая
* – Условия кредитования могут быть изменены без предупреждения, поэтому
их актуальность, а также модели, которые попадают под финансирование, уточняйте
непосредственно у автодилеров.
Купить машину можно не только в кредит, но и в лизинг (аренда с правом
выкупа). Например, Porsche Leasnig предоставляет лизинг на модельный ряд
Volkswagen и Audi, причем в валюте: в долларах – под 12,5–14% годовых и в евро –
под 13,5–15% в год. Срок финансирования – от 12 до 60 месяцев. У клиента просят
аванс – 35% стоимости авто, зато не требуют подтверждения доходов в валюте и
обещают принять решение за один-три дня. «УкрАвто» также предлагает лизинговую
программу для китайцев Chery. Необходимо внести от 30% стоимости авто, заплатить
разовую фиксированную комиссию в 1000 грн и можно получить лизинг на три года
под 9,99% годовых (раньше ставка достигала 19,99%) с ежемесячной комиссией в
0,99% годовых (которой раньше не было). Кстати, Chery Amulet можно вообще
приобрести под 0%, если оплатить 50% цены.