Похоже, сюрпризы в сфере молодежного жилищного кредитования продолжаются. Напомним, что в связи с утверждением Государственной программы обеспечения молодежи жильем на 2002 - 2012 годы у многих молодых людей появилась надежда на более эффективное решение жилищного вопроса. Но уже первые шаги государства в этой сфере, а в частности, деятельность Государственного фонда содействия молодежному строительству (далее – Фонда), поубавили оптимизма. Одним из последних «сюрпризов» являются утвержденные правительством на
Стоит напомнить, что работа над обеспечением молодежи жильем началась в период независимости, когда в продолжение «старых добрых» советских традиций с 1992 года в данной сфере начал работать вышеупомянутый Фонд. В конце 90-х он был подчинен тогдашнему Министерству по вопросам семьи и молодежи, и сразу же начал воплощать политику, предусмотренную Законом «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине». Позже работа Фонда воплотилась сразу же в двух программах, осуществляемых им по сегодняшний день.
Согласно первой программе («Государственный кредит»), молодые семьи на покупку строящейся квартиры за счет бюджетных средств по льготным ставкам могут получить компенсацию в размере до 50% стоимости жилья. И, поскольку число желающих получить такую компенсацию изначально было очень велико, закономерно, что появилась необходимость ужесточить критерии к претендентам на получение такого кредита. Что и было сделано в прошлом году в утвержденной Инструкции о порядке определения преимущества в предоставлении льготных долгосрочных кредитов молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья. Но на протяжении всего времени существования программы Фонд неоднократно обвинялся в непрозрачном распределении средств (см. «СЕЙЧАС», №120 от 21 ноября 2005 года). Вторая же программа, известная как «Банковский кредит», предусматривает частичную компенсациюгосударством процентов по кредиту, который предоставляется банком. Именно последний вариант был наиболее приемлемым для многих молодых людей, учитывая не очень строгие требования к кандидатам по сравнению с первой программой.
Хотя, судя по всему, и здесь вышеупомянутые новые изменения отсекут довольно большую часть желающих компенсировать процентную ставку по банковским кредитам.
Жилье для избранных
Изначально условия получения частичной компенсации процентной ставки по банковскому кредиту были достаточно реалистичными. Учитывая немалое количество желающих стать участниками программы, было предусмотрено, что кандидаты должны подпадать под следующие категории: - молодая семья (муж и жена возрастом до 35 лет включительно); - неполная семья, где мать (отец) возрастом до 35 лет имеет несовершеннолетних детей (или ребенка); - одинокие молодые граждане в возрасте до 35 лет включительно.
Вместе с тем, радость счастливчиков, подписавших соответствующие договоры с Фондом или его отделениями, длилась недолго. Ведь в данном случае речь шла не о взаиморасчетах между банками и Фондом. То есть заемщик должен был осуществлять ежемесячные кредитные взносы самостоятельно, а обещанная компенсация перечислялась уже от Фонда непосредственно ему. Однако уже в прошлом году действие программы компенсации было приостановлено, а оплата не проводилась, что было связано с отсутствием у Фонда необходимых средств. Вследствие чего многим довелось бремя процентной ставки по полученному кредиту нести практически самостоятельно. К слову сказать, число таких заемщиков, подписавших договоры с Фондом за 2004-2005 гг., достигло 16 943 человек. Как поделилась собственным опытом одна из участниц программы компенсации, пожелавшая не называть своего имени, Фонд осуществляет компенсацию по договору не просто нерегулярно, но и с существенными изменениями в размерах компенсации. Причем на свое письменное обращение в Фонд относительно подачи точной формулы расчета платежей заявительница так и не получила конкретного ответа. Кстати, и на официальной веб-странице Фонда не работает ссылка, позволяющая узнать информацию относительно расчета кредита.
С принятием же Кабмином вышеупомянутых изменений ситуация усугубляется еще больше, поскольку ими фактически меняется механизм возмещения части процентов по кредитам. Так, правительство решило, что компенсация должна осуществляться на срок не более 5 лет. Стоит напомнить, что по договорам, заключенным до принятия этих изменений, молодые семьи и граждане могли рассчитывать на частичную компенсацию процентов по кредиту на протяжении всего периода кредитования - до 20 лет.
Наконец, самое интересное изменение касается размера частичной компенсации. Теперь он будет равен одной учетной ставке Нацбанка. Тогда как ранее можно было рассчитывать на полуторный или даже двойной размер учетной ставки, если семья имела двух и более детей или же нуждались в улучшении жилищных условий. Иными словами, независимо от состава семьи, все кандидаты будут равны в вопросе размера компенсации – одна учетная ставка Нацбанка и не более. Кроме того, если ранее размер мог пересматриваться в случае, если в семье рождался еще один ребенок, теперь такой возможности уже не будет. Единственная возможность пересмотра – это изменение учетной ставки Нацбанка. Напомним, что сегодня она составляет 8,5%.
И еще одно условие
Тем, кто не сильно огорчен перечисленными нововведениями, следует знать, что теперь воплотилось еще одно прошлогоднее обещание председателя правления Фонда Валерия Омельчука, касающееся более жестких мер к кандидатам на компенсацию (см. «СЕЙЧАС», № 149 от 30 декабря 2005 г.). Речь идет о том, что для регистрации в Фонде нужно будет обязательно предоставить справку о пребывании на квартирном учете. В то время как раньше такой критерий был необязательным.
чевидно, что теперь круг претендентов на получение компенсации по кредиту значительно сузился. Хотя, возможно, несколько улучшить ситуацию в данной сфере смогут другие инициативы. Так, на очереди еще рассмотрение законопроекта «Об обеспечении молодежи жильем» (см. «Бери пока молодой», «Правовой АСПЕКТ», №78 от 26 июня 2006 г.). Более того, новые перспективы обещают появиться у молодых граждан еще и в связи с выходом Фонда на столичный рынок и его обещаниями относительно жилья по нормативным ценам Минстроя (см.«СЕЙЧАС»№170 от 14 сентября 2006 года). Впрочем, и правительство вышеперечисленные изменения рассматривает как вынужденную меру с целью исправления «безденежной» ситуации Фонда. Хочется верить, что к тем 300 млн. грн., которые уже были использованы на предоставление государственных кредитов с 1998 года, прибавятся средства, действительно позволяющие многим молодым людям обзавестись собственным жильем. В то же время можно ожидать и новых шагов от банков по части предоставления кредитов для молодежного строительства. Выиграют от этого в основном молодые люди.
Правительство вынуждено было сделать не совсем популярный шаг, чтобы исправить ситуацию на рынке молодежного кредитования, связанную с недостаточностью средств в Государственном фонде содействия молодежному строительству. Теперь частичную компенсацию процентной ставки по кредитам, взятым у банков на строительство или покупку жилья, получить намного сложнее.
Кандидаты на такую компенсацию смогут пользоваться государственной поддержкой не более пяти лет. Да и размер ее теперь одинаков для всех молодых семей и одиноких граждан - одна учетная ставка Нацбанка, что составляет сегодня 8,5%. При этом интересно, что и заключить договор с Фондом будет намного проблематичнее. В числе других документов обязательным является предоставление справки о пребывании на квартучете. Что, в свою очередь, может отсечь многих желающих принять участие в соответствующей программе Фонда.
Хочется верить, что утвержденные правительством изменения - лишь временная необходимость, которая рано или поздно будет отменена. Ведь если государство затянет с такой отменой, стоит ожидать, что банки сами разработают целый ряд интересных кредитных программ, выгодных для молодых людей, желающих решить квартирный вопрос.