Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
Два года закона о валюте: что сделано и чего ждать

Только представьте, два года назад, если бы вы захотели инвестировать, скажем, в акции Apple, вам нужно было бы получать лицензию. А максимальная сумма такой операции ограничивалась 50 тыс. евро в год.

Правило успеха
"Чем раньше мы начинаем действовать, тем больше у нас шансов"
Финансы

 


Кредит на жилье

Денег больше не дадут.
08.02.08

Прошедший год ознаменовался кредитным бумом на рын­ке пластиковых карт. Распро­странив кредитки на розничные займы в магазинах, банкиры смогли убить одним выстрелом двух зайцев — умень­шили невозвраты по мелкокалиберным кредитам и стремительно нарастили свои эмиссии «пластика». В этом году финан­систы намерены закрепить успех: они уве­личивают продажи «долгового пластика» за счет снижения комиссий за его обслу­живание и пересмотра ставок.

Товарно-пластиковые отношения

Активное внедрение кредитных программ с помощью карточных продуктов не
материалы в тему:
рек­ламный ход, а вынужденная мера. Так бан­киры старались уменьшить свои потери от кредитных мошенников и неаккурат­ных заемщиков. Ведь в последние пару лет нечистые на руку клиенты оставляли финучреждения с носом после оформ­ления в магазинах кредитов по экспресс-системе. В некоторых банках объемы невозвратов выросли сразу в 1,5-2 раза.

Главная причина финансовых потерь — отсутствие возможности при­стально рассмотреть заемщика, выдавая займы на протяжении получаса. Нередко выяснялось, что проблемные ссуды вооб­ще выдавались под краденные либо уте­рянные документы. Справились с этим лишь единицы, которым удалось нала­дить оперативное сотрудничество с пра­воохранительными органами.

Финансистам даже приходилось идти на крайние меры и сворачивать програм­мы кредитования в магазинах, посколь­ку слишком велик был процент невоз­вратов. Они стали заменять стандартные экспресс-кредиты, выдающиеся «живыми» деньгами, на пластиковые продукты. Банк либо продавал новый «пластик» специаль­но для осуществления покупок в магазинах (часто это происходило прямо в торго­вых точках), либо открывал клиенту кре­дитный лимит по уже имеющейся карте. Поскольку процесс открытия карты про­должительнее (1-3 суток), нежели выдача кредита, банки имеют больше времени на проверку заемщика. А чтобы компенсиро­вать недовольство клиентов затянувшей­ся процедурой, они начали предлагать им разнообразные бонусные программы.

«Цена по карточным займам ниже, чем обычный "бумажный" кредит в мага­зине, хотя процедура выдачи сложнее и пластик занимает больше времени», — рассказы­вает Тарас Волобуев, начальник управле­ния развития бизнеса Дельта Банка. Если средняя стоимость потребкредита в мага­зине находится сегодня в рамках 50-70% годовых (самые дорогие займы предла­гают кредитные союзы), то карточного займа — 20-30% годовых.

Правда, предложив пользователям столь выгодные условия, банки поспе­шили навязать им и ряд ограничений. Так, некоторые финучреждения продают карты, которые условно называют «чис­то кредитными». С них нельзя снять одол­женное в банкоматах, а можно только рассчитываться в торговых точках — пар­тнерах банков по кредитным проектам.

Таким образом достигается стопроцент­ное целевое использование кредита.

Эффект простоты

Начав активную продажу кредиток в мага­зинах, банкиры стали стремительно упро­щать условия выпуска карточек и в своих отделениях. Для ее открытия достаточно предоставить лишь стандартный пакет документов (паспорт, идентификацион­ный код) плюс справку о зарплате с места работы. Зачастую на таких картах откры­вается кредитный лимит на $ 100-1000, на элитных картах типа Gold — до $10 тыс.

На более объемное карточное кре­дитование можно рассчитывать, если за клиента поручится работодатель. Стоит поинтересоваться у руководства, выпла­чивающего вам зарплату на «пластик», не участвует ли фирма в кредитном проекте банка, и если это так, то оформить кре­дитный лимит на зарплатную карточку.

Получение кредитного лимита на зарплатный «пластик» происходит достаточно просто. Для этого необходи­мо обратиться в финучреждение, кото­рое выдало карточку. Там рассчитают размер кредитного лимита и подгото­вят дополнительное соглашение к дого­вору о его установлении. Кроме того, в банке подписывается договор поручи­тельства с предприятием или оформля­ется страховка на кредит. Поэтому пре­жде чем пойти в банк, стоит заручиться поддержкой руководства.

«Поручителями могут выступить и коллеги клиента по работе, которые так­же хотят открыть кредитный лимит. Вто­рой вариант оформления кредита на зарплатную карту — это страховка, когда СК страхует возврат кредита», — расска­зывают в Ощадбанке.

Пакет документов, необходимый для открытия кредитного лимита на зарплат­ной карте, включает подписанную руко­водителем и главным бухгалтером и заверенную печатью заявку на откры­тие кредитных лимитов по зарплатным проектам сотрудников, дополнительное соглашение к договору об обслуживании зарплатных «пластиков», а также трехсто­ронний договор поручительства. Если вы

получаете заработную плату по карточке менее трех месяцев, то к этим бумагам придется добавить еще справку о разме­ре зарплаты за последние три месяца.

Хотя в последнее время эта процедура стала значительно упрощаться. В некото­рых финучреждениях, например, в ПриватБанке, функцию открытия кредитных лимитов по зарплатным картам сдела­ли управляемой с помощью банкомата. «Клиент может открыть или, наоборот, отказаться от кредитного лимита пря­мо в банкомате, воспользовавшись соот­ветствующей опцией», — рассказывает Юрий Кандауров, заместитель председа­теля правления ПриватБанка.

И это не единственная поблажка, кото­рую финансисты сделали «карточным» клиентам для продвижения своих долго­вых продуктов. «Произошло упрощение процедуры оформления кредитов. Так, многие банки больше не требуют справок о доходах с основного места работы и нали­чия поручителя», — говорит Елена Соболе­ва-Терещенко, начальник управления раз­вития карточного бизнеса VAB Банк

Стоит отметить, что либерализация условий получения кредиток дает замет­ные результаты. По информации банков, количество карт с кредитными лимитами (классических кредиток и дебитных карт с овердрафтами) за 11 месяцев прошло­го года выросло на 80-85%. А в 2008 году финансисты собираются не просто пов­торить прошлогодний успех, но и улуч­шить результат.

«Наращивание эмиссии в ближайшее время будет очень стремительным, осо­бенно по части кредитных карт. Ведь на данный момент пользователями карт кре­дитных и дебитных с овердрафтом явля­ется лишь 7-8 млн украинцев», — отме­чает Наталья Попко, главный экономист сектора управления портфелем карто­чных продуктов ОТР Bank.

Тарифный переворот

Еще одним толчком для наращивания эмиссии станет пересмотр тарифных планов карточных подразделений банков. Накануне зимних отпусков финансисты пошли сразу на несколько уступок.

«Мы практически вдвое снизили сто­имость открытия карточного счета и годового обслуживания карты. Одновре­менно были упразднены гарантийные депозиты», — рассказывает Сергей Голо-вань, начальник управления платежных карточек банка «Хрещатик». Достаточно часто скидки на карточные услуги пред­лагались в комплексе с другими банков­скими сервисами. Причем если раньше карточку открывали бесплатно лишь в нагрузку к какому-то из кредитных про­дуктов (обычно к ипотеке и автокредитованию), то прошлой осенью ее можно было получить даже за такую мелочь, как аренда депозитной ячейки.

А ближе к концу 2007 года банки­ры активно взялись за пропаганду элит­ных продуктов. Для их продвижения использовались все возможности: начи­ная с существенного снижения их стои­мости (иногда в 2-2,5 раза) и заканчивая установлением весьма серьезных кредит­ных лимитов. Причем элитные карты раз­давались уже без разбору. Банкиры особо не интересовались социальным статусом клиента, приобретающего продукт, рас­считанный на толстосумов. «Такого рода карты могли купить даже студенты», — отмечает Дмитрий Коваленко, начальник отдела платежных карт АКБ «Укрсоцбанк».

Такой ход дал впечатляющие резуль­таты. «Мы наблюдаем существенное повышение интереса к картам Gold, а также Premium и Business. Например, за последние три месяца прошлого года использование «пластика» Premium-клас­са в нашем банке удвоилось», — отмечает Сергей Головань.

По подсчетам банкиров, за 2006-2007 гг. количество карт Gold и Platinum выросло в 1,5-2 раза, Business — на 75-80%. Банкиры считают, что аналогичная тенденция сохранится также в этом году. И не исключено, что в скором времени по-настоящему элитной в нашей стра­не останется лишь карта класса Infinite (такие кредитки по пальцам можно пере­считать во всем мире).

«Мы хорошо понимаем, что проис­ходит девальвация данных брэндов, но ограничивать эмиссию элитных продук­тов в Украине поздно. Вряд ли банк, кото­рый изначально продал элитную карту не элитному клиенту, рискнет отказать в ее перевыпуске, ужесточив с какого-то момента свои внутренние требования к клиентам  - держателям VIP-карт», —посе­товали в одном из системных банков.

Постепенно финучреждения стали снижать также стоимость обналичивания карточных счетов. В последнее время они активно шли на объединение своих банкоматных парков в общие сети, в кото­рых внедрялись новые, уже существенно сниженные тарифы на снятие наличных. В результате средний размер комиссий банкоматов уменьшился на протяжении года на 0,5-1% суммы.

Несколько банков под разными пред­логами на протяжении второго полуго­дия 2007 года уменьшили и стоимость карточного кредитования. В среднем по рынку ставки по гривневым кредиткам упали сразу на 1-2% годовых. В рамках акции можно было оформить пластико­вый кредит в нацвалюте даже под 18-20% годовых. При этом едва ли не все основные игроки розничного рынка ввели для сво­их кредиток отсрочки по погашению зай­мов (совсем недавно этим щеголяли еди­ничные финучреждения): на протяжении первого месяца с момента пользования кредитом банк не насчитывал проценты. В то же время начали активно популяри­зироваться до сих пор непривычные для украинских держателей продукты.

«Более востребованными сейчас ста­новятся классические кредитные кар­ты — без возможности возникновения положительного остатка по счету и како­го-либо ликвидного обеспечения»,  - рас­сказывает Сергей Головань.

Проблемы не исчезли

Увеличение продаж «пластика» стало в то же время и нелегким испытанием для многих банков. Неофициально они сегодня признают существенный рост количества нареканий со стороны кли­ентов, недовольных стало больше на 35-40%. Пик жалоб пришелся на июль-август прошлого года, когда счастливые облада­тели кредитов уехали в отпуск. Чаще все­го украинцы сетовали на то, что во вре­мя путешествий в экзотические страны

Увеличение продаж «пластика» стало в то же время и нелегким испыта­нием для многих банков

их карты не принимали местные банко­маты и POS-терминалы.

Банкиры давали этому два пояснения. Такое могло произойти из-за сбоев в работе корсчетов банка. Но значительно чаще причиной этого было ограничение хождения украинской карты в том или ином регионе, вызванное участившими­ся случаями мошеннических транзакций в «опасной зоне». Невзирая на жалобы, банки продолжают беспардонно блоки­ровать счета своих клиентов, зачастую не уведомляя их об этом.

 

Недоразумения возникали и при уста­новлении лимитов на карточные опера­ции, что без сообщения гражданам дела­ли как иностранные, так и украинские финучреждения. «Банк, принимающий карту, оставлял за собой право устанав­ливать ограничения на определенные операции. Так он мог давать возмож­ность лишь трижды в сутки пользоваться "пластиком" (не более чем на 100$ каж­дый раз) или установить лимит на сня­тие наличности за один день (не более $500). До трех операций в сутки огра­ничивало число транзакций по карте и наше учреждение», — признается Тарас Степан, старший менеджер проектов Дельта Банка.

На пути к рекордам

Несмотря на то, что после каждой новой акции по пересмотру условий выпуска карточек финансисты начинают гово­рить о том, что им уже некуда упрощать работу с пластиком, в банках обещают и дальше преподносить сюрпризы украин­цам. Причем финучреждения будут идти не только по пути упрощения сервисов.

Например, многие банки намерены упростить процедуру возврата займов. «Мы предложили нашим клиентам воз­можность погашения карточных кре­дитов посредством наших сетей само­обслуживания (речь идет о работе с автоматами, которые принимают от кли­ентов деньги в счет ранее оформленных кредитов, что позволяет не стоять в оче­редях банковских отделений)», — расска­зывают в одном из крупных банков.

Также финансисты собираются делать клиентам специальные предложения в зависимости от запросов рынка и сезон­ности. «Летом большим спросом у наших клиентов пользуются кредитные между­народные карты, их все чаще берут в зару­бежные поездки. Мы видим, что кредит­ные лимиты используются уже не только на территории Украины, но и за грани­цей», — отмечает Юрий Кандауров.

Банкиры полагают, что льготы для клиентов, а также активное продвижение новых продуктов позволит им в 2008 го­ду поставить новый рекорд по выпус­ку карт: их количество должно вырасти в 1,5-2 раза. Это при том, что на послед­нюю отчетную дату оно составляло поч­ти 47 млн карт, то есть было равно насе­лению Украины. Но что самое важное, около 45-50% прироста нового «пласти­ка» составят именно кредитки.


Максим Мороз: журнал "Деловой"

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финансовые технологии
Экономика
Нормативно-законодательная база
Финансы
Депозиты
Кадровые перестановки
Обзор рынка
Банки
Рейтинг банков
События
Кредитные брокеры
Мошенничество
Потребительское кредитование
Акулы бизнеса
Финансовые пирамиды
Интересное в мире
Платежные системы
Пластиковые карты
Денежный перевод
Кредитные союзы

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.