Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
Два года закона о валюте: что сделано и чего ждать

Только представьте, два года назад, если бы вы захотели инвестировать, скажем, в акции Apple, вам нужно было бы получать лицензию. А максимальная сумма такой операции ограничивалась 50 тыс. евро в год.

Правило успеха
"Мы только тогда станем успешными, когда сконцентрируемся на том, что делаем хорошо"
Финансы

 


Обзор рынка

Эксперты о децентрализации межбюджетных отношений в рамках реформ
11.12.14

«Украинское кредитно-рейтинговое агентство» считает, что инициативы по реформированию межбюджетных отношений должны быть пересмотрены для усиления степени их децентрализации. Пакет законодательных изменений, подготовленный в рамках выполнения Концепции реформы местного самоуправления, одобренной Кабинетом Министров, не окажет системного влияния на систему межбюджетных отношений.

Согласно предложенным инициативам, планируется передать на места финансирование ряда учреждений образования, охраны здоровья и культуры, не подкрепляя это передачей адекватных ресурсов. Кроме того,
материалы в тему:
предлагается закрепить за местными органами власти социальную защиту чернобыльцев и выплаты неработающим малообеспеченным гражданам. Это прямо противоречит принципам Закона о местном самоуправлении в Украине и положениям Бюджетного кодекса. Социальные выплаты по определению являются прерогативой центральной власти, так как льготы утверждаются парламентом и должны осуществляться за счет средств госбюджета (прямым финансированием или путем передачи трансфертов в местные бюджеты).

Предложенные изменения относительно доходной части местных бюджетов направлены на бесполезное перераспределение ресурсов между общим и специальным фондами. Из реальных дополнительных источников доходов местных бюджетов можно отметить только увеличение отчислений экологического налога. Новые виды субвенций из госбюджета (медицинская и образовательная) по некоторым местным бюджетам даже не покрывают возросшие в связи с расширением полномочий расходы.

«Украинское кредитно-рейтинговое агентство» отмечает, что предыдущий опыт реформирования бюджетной сферы показал, что внесение подобных точечных корректировок в законодательство не дает нужного эффекта. Незначительные изменения в размерах отчислений налогов и сборов в местные бюджеты, а также перераспределение источников доходной части между общим и специальным фондами не дают реального прироста объема поступлений, а регионы Украины не становятся богаче.

На сегодня у органов местного самоуправления крайне мало собственных источников наполнения бюджета, на которые они могут оказывать влияние. Кроме того, даже если регион найдет возможность повышения доходов или экономии расходов на своей территории, все равно уровень его бюджетной обеспеченности не изменится, так как будет увеличен объем изъятий в госбюджет или уменьшен объем дотации выравнивания. Требуется провести глубокую реформу, предоставив местной власти как необходимую степень гибкости в принятии решений, так и мотивацию для проявления гибкости.

Наиболее эффективным механизмом мотивации является передача местным бюджетам части общегосударственных налогов (например, не менее 10% налога на прибыль предприятий частной формы собственности) и части сверхплановых поступлений. Интерес местной власти в обеспечении социально-экономического развития территорий существенно вырастет, если на местах оставлять не менее 80% от суммы сверхплановых поступлений в госбюджет, собранных на территории региона.

Мы также считаем, что необходимо запретить передачу части налога на доходы физических лиц в госбюджет. Этот налог – базовый источник поступлений в местные бюджеты (формирует до 80% доходной части бюджетов отдельных территорий). В случае передачи части этого налога в

госбюджет, в соответствии с предложенными изменениями в Бюджетный кодекс, компенсировать потери части поступлений за счет других источников будет практически невозможно.

Стимулирующим фактором также является предоставление местной власти полномочий по регулированию ставок местных налогов и сборов, а также по расширению доходной базы за счет других источников. Это можно сделать, прежде всего, за счет имущественных налогов. Налог на недвижимость во многих европейских странах является финансовой основой местных бюджетов. В Украине этот вид налогообложения впервые стал применяться лишь с 2013 года и механизм его администрирования еще только совершенствуется. Как показывает мировая практика, имущественные налоги, по сравнению с другими источниками налоговых поступлений, удобны для использования именно в качестве местных: налоговая база является достаточно стабильной и относительно пропорционально распределена по территории всей страны, а динамика поступлений от имущественных налогов почти не зависит от колебаний деловой активности. По мере выведения из тени доходов физических лиц, местные власти также могли бы задуматься над введением дополнительных налогов на доходы граждан.

«Украинское кредитно-рейтинговое агентство» также считает, что существенным источником увеличения поступлений в местные бюджеты может и должно стать повышение эффективности использования коммунальной собственности. Территориальные общины должны не только тратить значительные средства на содержание объектов коммунальной собственности, но и получать от них доход. Это касается не только доходов от сдачи в аренду нежилых помещений, но средств, полученных от реализации самоокупаемых инвестиционных проектов в сфере ЖКХ, дорожного хозяйства, коммунального транспорта.

Важным направлением реформы должно стать улучшение финансового состояния коммунальных предприятий и рост объемов поступлений налога на прибыль от их деятельности. В отдельных странах за счет прибыли коммунальных предприятий, а также платежей за коммунальные услуги формируется значительная часть доходов местных бюджетов. Такие платежи составляют 22% доходов местных бюджетов в Греции, 16% в Испании и Германии, 13% в Нидерландах. В Украине даже в городах областного значения поступления налога на прибыль коммунальных предприятий не превышают 1-2% доходов бюджета. Ситуация усугубляется ввиду отсутствия инвестиционной составляющей в тарифах на коммунальные услуги, необходимостью дополнительных затрат на осуществление капитальных вложений в обновление инфраструктуры.

«Украинское кредитно-рейтинговое агентство» отмечает, что глубокая и успешная реформа децентрализации сможет дать толчок к повышению самостоятельности и ответственности местных органов власти. В результате политический ландшафт в регионах станет значительно более конкурентным. Это позволит постепенно обновить политическую элиту на всех уровнях и создать предпосылки для устойчивого экономического роста в Украине за счет развития ее регионов.


: UCRA

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финансовые технологии
Экономика
Нормативно-законодательная база
Финансы
Депозиты
Кадровые перестановки
Обзор рынка
Банки
Рейтинг банков
События
Кредитные брокеры
Мошенничество
Потребительское кредитование
Акулы бизнеса
Финансовые пирамиды
Интересное в мире
Платежные системы
Пластиковые карты
Денежный перевод
Кредитные союзы

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.