В прошлую пятницу государственный Ощадбанк стал главным положительным ньюсмейкером отечественного финансового рынка. Ему удалось заключить стратегический договор с одним из главных международных партнеров Украины – Европейским банком реконструкции и развития, который примет участие в подготовке госбанка к будущей приватизации.
Договор с ЕБРР становится дополнительным позитивным сигналом, которых так не хватает сегодняшнему украинскому финсектору. И хотя приватизация как Ощадбанка, так и двух других крупнейших госбанков –
Укрэксимбанка и Укргазбанка – не является вопросом ближайшего будущего, подготовка к этому может привлечь к банкам потенциальных покупателей.
25 ноября были подписаны два договора. Первый – Меморандум о взаимопонимании, по которому ЕБРР поможет Ощадбанку в подготовке к частичной приватизации. Второй – о присоединении Ощадбанка к Программе содействия развитию торговли, по которой ЕБРР предоставляет возможность получения гарантий на сумму до 50 млн евро для поддержки украинских импортеров и экспортеров. На подписании присутствовали министр финансов Украины Александр Данилюк, председатель правления Ощадбанка Андрей Пышный, управляющий директор ЕБРР в странах Восточной Европы и Кавказа Франсис Малиж, глава представительства Европейского банка реконструкции и развития в Украине Шевки Аджунер.
Аджунер сравнил событие со свадьбой, и со стороны присутствующих прозвучало пожелание, чтобы союз ЕБРР и «Ощада» принес много положительных плодов. Но самой громкой новостью, которую подхватили все СМИ, стало участие ЕБРР в подготовке к приватизации «Ощада». ЕБРР же назвали и возможным покупателем 20% пакета акций банка. В «Основах стратегического реформирования государственного банковского сектора» значится, что госбанки могут быть проданы или квалицифированному инвестору, или международной финансовой организации. К последним и относится ЕБРР.
Впрочем, министр финансов Александр Данилюк уточнил, что приватизация – это вопрос будущего, и говорить о критериях квалифицированного инвестора пока что преждевременно. «Участие в приватизации инвесторов с российскими корнями невозможно», – напомнил Александр Данилюк.
Бывший заместитель Министра финансов и член набсоветов госбанков Артем Шевалев рассказал Forbes, что меморандум с ЕБРР – знаковое событие, за которое украинские банкиры боролись 1,5 года, а может быть, и дольше. «Мы хотели максимально привлечь МФО к работе с нашими госбанками, и это должно поменять структуру корпоративного управления в этих организациях. Я надеюсь, что подписание меморандума с Ощадбанком ускорит изменение 7 статьи закона «О госбанках» в части корпоративного управления, что позволит ввести с госбанках независимые набсоветы, в которых независимые директора будут иметь большинство. Это – первый шаг к потенциальному разгосударствлению», – подчеркнул Шевалев.
Процесс, предшествующий продаже госбанков, будет сопровождаться рядом сложностей. Эксперты перечисляют только некоторые из них. Первая – это борьба за внесение изменений в законодательство. Прежде всего, по налаживанию важных для бизнеса и банков законодательных процессов.
«Приход квалифицированного инвестора зависит от развития нашего рынка и принятия важных законов по стабилизации банковской системы, прежде всего, о защите кредиторов, о банкротстве и т.д. Около 20 законопроектов, касающихся будущего финансового сектора, лежат в парламенте, и перспективы их принятия в ближайшее время непонятны. Это не способствует позитивному восприятию нашего рынка инвесторами, возобновления кредитования и доверия к банковской системе», – говорит член совета Национального банка Украины Василий Фурман.
Экс-член Совета НБУ Василий Горбаль напоминает, что приватизация Ощадбанка предполагает внесение в закон изменений, снимающих госгарантии по депозитам этого госбанка. И хотя сам механизм работы этой гарантии не прописан в законодательстве, продажа акций «Ощада» должна привести к отмене данного преимущества.
Также источники намекнули, что международные доноры хотят лучше контролировать государственные финансы, и поэтому ЕБРР принял решение о таком тесном сотрудничестве с «Ощадом». Однако с таким утверждением согласны не все эксперты рынка. «Я сомневаюсь, что МФО смогут проконтролировать возможные коррупционные нарушения. У ЕБРР – другие цели. Они всегда своим приоритетом видят бизнес», – рассказывает глава компании Concorde Capital Игорь Мазепа. До лета 2016 года он входил в наблюдательный совет государственного Укрэксимбанка.
Due diligence и аудит госбанков независимыми инвесторами может показать проблемы с их кредитными портфелями. «Мы видим, как в связи с банкротством банков вскрываются непонятные залоги, признаются недействительными кредитные договоры. Я думаю, что подобная история возникнет и с госбанками. Проблемный портфель в госбанках может быть больше активов. Руководство госбанков определенным образом исполняло указы вышестоящего руководства страны в части кредитования «нужных» лиц и «нужных» проектов, которые, в конце концов, оказывались карманными», – считает глава юридической компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.
средства физлиц - 41.9 млрд грн, в т.ч. срочные - 30.9 млрд грн;
средства юрлиц - 40.3 млрд грн, в т.ч. срочные - 7.9 млрд грн.
На 02.11.2016:
средства физлиц - 61.8 млрд грн, в т.ч. срочные - 47 млрд грн;
средства юрлиц - 68.8 млрд грн, в т.ч. срочные - 14.9 млрд грн.
Укрэксимбанк
На 02.10.2015:
средства физлиц - 21.9 млрд грн, в т.ч. срочные - 16.7 млрд грн;
средства юрлиц - 44.5 млрд грн, в т.ч. срочные - 7.5 млрд грн.
На 02.11.2016:
средства физлиц - 23.8 млрд грн, в т.ч. срочные - 16.9 млрд грн;
средства юрлиц - 48.9 млрд грн, в т.ч. срочные - 8.2 млрд грн.
Укргазбанк
На 02.10.2015:
средства физлиц - 8.5 млрд грн, в т.ч. срочные - 6.3 млрд грн;
средства юрлиц - 8.7 млрд грн, в т.ч. срочные - 4 млрд грн.
На 02.11.2016:
средства физлиц - 11.6 млрд грн, в т.ч. срочные - 8.3 млрд грн;
средства юрлиц - 30.4 млрд грн, в т.ч. срочные - 9.7 млрд грн.
Всего
На 02.10.2015:
средства физлиц - 72.3 млрд грн, в т.ч. срочные - 53.9 млрд грн;
средства юрлиц - 93.5 млрд грн, в т.ч. срочные - 19.4 млрд грн.
На 02.11.2016:
средства физлиц - 97.2 млрд грн, в т.ч. срочные - 72.2 млрд грн;
средства юрлиц - 148.1 млрд грн, в т.ч. срочные - 32.8 млрд грн.
Всего по системе
На 02.10.2015:
средства физлиц - 373.79 млрд грн, в т.ч. срочные - 279.8 млрд грн;
средства юрлиц - 331.4 млрд грн, в т.ч. срочные - 109.8 млрд грн.
На 02.11.2016:
средства физлиц - 408.5 млрд грн, в т.ч. срочные - 295.8 млрд грн;
средства юрлиц - 393.9 млрд грн, в т.ч. срочные - 108.9 млрд грн.
Напомним, что речь идет о продаже всех трех госбанков: предварительно, 20% пакетов акций Ощадбанка и Укрэксимбанка, и контрольного пакета Укргазбанка.
«Государственные банки в той или иной степени конкурируют друг с другом, работая иногда с одними и теми же клиентами. Да, Ощадбанк больше работает с населением, с мелким и средним бизнесом, Укрэксимбанк – с корпоративом, а Укргазбанк завоевывает обе ниши. Но в случае продажи системных банков государству важно сохранять контрольный пакет акций», – считает Василий Фурман.
Все учреждения, в том числе и благодаря государственному лобби, показывают проекты, которыми могут похвастаться перед потенциальными покупателями. Например, Ощадбанк развивает программу кредитования энергоэффективности, через которую в 2014-2016 годах выдано около 2 млрд гривен кредитов.
Благодаря аналогичным программам наращивают свое влияние и остальные госбанки. Так, Укргазбанк в сотрудничестве с IFC только за ноябрь выдал 0,5 млрд гривен кредитов под энергосберегающие проекты – включая строительство солнечных, ветряных мощностей, утепление домов и так далее. До конца года по greenbanking только у Укргазбанка на очереди стоят около 6 млрд гривен. Укрэксимбанк не первый год сотрудничает с ЕБРР – как по программе кредитования «энергоэффективных» проектов, так и по программе содействия торговле.
Эксперты настаивают на необходимости внешнего контроля за происходящем в государственных банках. «Должен происходить постоянный аудит деятельности госбанков, чтобы выявлять проблемы и принимать решения, кто должен за эти проблемы нести ответственность. Так как руководство госбанков часто меняется, то непонятно, кого привлекать к ответственности за проблемные кредитные портфели. Чтобы не возникали такие сложные ситуации, как с долгами группы «Креатив», перекредитованием Дельта Банка, контрактами с банком «Финансы и кредит», и многими другими проблемами, которые мы видим на примере Ощадбанка» – объясняет Ростислав Кравец.
Между тем скорая продажа госбанков является маловероятным событием. Так, чистые активы трех крупнейших госбанков – Ощадбанка, Укрэксимбанка и Укргазбанка – составляют 407 млрд гривен, или около четверти всех активов банковской системы страны. В этих банках сосредоточены 25% всех депозитов населения и треть всех средств юрлиц, доверенных банкам. Маловероятно, что власть согласится «запустить» в учреждения таких масштабов постороннего.