Вслед за ограничением НБУ досрочно изымать депозиты и запрета увеличивать коридор курсов покупки и продажи наличной иностранной валюты более чем на 5% банки приостановили выдачу потребительских кредитов.
По словам председателя совета Ассоциации украинских банков Станислава Аржевитина, киевские банкиры договорились временно не выдавать займы при покупке физлицами автомобилей и бытовой техники.
украинский автомобильный рынок решения НБУ? Отразится ли на автопродажах в Украине мировой финансовый кризис? Следует ли ожидать в ближайшее время падения цен на автомобили? Ответы на эти вопросы ищут у экспертов.
Грядущий коллапс: продажи падают
Автопродажи в 2009 году катастрофически снизятся, единодушны зарубежные эксперты. По словам Джеффа Шустера, исполнительного директора авторитетной консалтинговой компании J.D. Power and Associates, если в 2008 году мировая автомобильная индустрия испытывает спад, то в 2009 году глобальные рынки ждет настоящий коллапс. Акции General Motors упали на 31% (это низший уровень с 50-х годов прошлого века), акции Ford подешевели на 21%, сообщают информагентства.
Напомним, что на прошлой неделе член совета директоров компании Skoda Auto Фред Капплер заявил о планах компании остановить завод в Млада-Болеславе в последнюю неделю октября из-за снижения спроса на новые автомобили. Таким образом компания снизит объем производства на 13 тыс. штук. Хотя ранее Skoda рапортовала об увеличении мировых продаж автомобилей за первые шесть месяцев 2008 года на 18%.
Западные эксперты уже называли не слишком обнадеживающие автомобильный рынок цифры: продажи легковых автомобилей в Европе в июле 2008 г. сократились на 7,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Так, например, объем продаж концерна Volkswagen снизился на 4,7%, концерна PSA Peugeot Citroen - на 9,1%, концерна Ford - на 8,2%, General Motors - на 12,7%, Renault - на 8,5%, Toyota Group - на 12,9%, Honda - на 19,2%.
Не отстает от "всемирного падения" и Украина. Только в августе нынешнего года продажи новых автомобилей снизились на 11,4%. Причем ситуацию не в силах спасти ни скидки, ни многочисленные акции, ни возросшая рекламная активность дилеров.
В Украине ситуация развивается по схожему сценарию - как автомобилестроительное производство, так и дилерские организации испытывают серьезные проблемы, связанные с дефицитом клиентов и ресурсов. Решение НБУ фактически означает, что кредиты теперь будут выдаваться в прямой зависимости от того, как будут погашаться старые кредиты, то есть доля кредитного портфеля у банков практически не увеличится. Поэтому, считает Морква, депутаты и дальше будут предпринимать шаги, направленные на наполнение госфондов и бюджета. Уже в будущем году планируется в два-три раза увеличить отчисления в пенсионный фонд с покупки автомобиля.
Кризис, говорит он, вырисовывает новые тенденции. Во-первых, улучшится качество заемщиков. Во-вторых, с ограничением кредитования клиенты снова массово перейдут в более дешевый сегмент. Однако автомобили не только не подешевеют, но и частично подорожают.