Обзор рынка
Интернет-банкинг в 2012 году
14.03.12
Украинские банки начали кардинально менять стратегию развития, сконцентрировав в 2012 году внимание на внедрении и усовершенствовании дистанционного обслуживания клиентов. Как утверждают банкиры, интернет-банкинг поспособствует удержанию и привлечению следующего поколения клиентов. По их словам, новые технологии существенно экономят время клиентов и упрощают процедуру финансовых операций. При этом расчеты с помощью интернет-банкинга гораздо безопаснее, чем наличными.
Как рассказал председатель правления банка «Форум » Вадим Березовик, в 2012 году банк планирует активно развивать дистанционные каналы обслуживания для клиентов. «Это избавит компании и физлица от посещения отделений банков для проведения большинства банковских операций, — поделился он. — Кроме того, мы продолжим развиваться как универсальный банк с фокусом на работу с крупными и средними предприятиями».
Работать в этом году над усовершенствованием дистанционного управления и систем удаленного доступа клиентов к счетам будет и банк «Национальный кредит». «Также мы планируем за счет развития платежных сервисов повысить комиссионные доходы, — поделился председатель наблюдательного совета банка «Национальный кредит» Андрей Онистрат. — Кроме того, будем активно развивать сеть терминалов по приему платежей». При этом банкир отметил, что в развитие программно-технических комплексов самообслуживания банк планирует инвестировать до 40 млн грн. «Речь идет не только о наращивании, но и о развитии собственного процессинга банка, к которому сегодня подключены более 1500 терминалов», — рассказал он.
При этом, как объяснил начальник управления международного бизнеса банка «Финансы и Кредит » Александр Пономаренко, с развитием интернет-банкинга количество клиентов банков стремительно растет. «Поэтому мы и дальше будем развивать альтернативные каналы продаж, — поделился он, — это поможет увеличить объем комиссионно-торговых доходов, минимизировав при этом стоимость проведения одной транзакции клиента».
В банке «ПУМБ » также сконцентрируются на развитии альтернативных каналов предоставления банковских услуг. «В этом году мы планируем инвестировать в развитие мобильных приложений для пользования ПУМБ online», — поделился руководитель департамента развития карточного и транзакционного бизнеса «ПУМБ» Валерий Пацуй.
Безопасен ли интернет-банкинг?
Как рассказал Андрей Онистрат, абсолютно безопасных систем удаленного доступа к счетам клиента не бывает. По словам банкира, в большинстве случаев пользователи, не придерживаясь правил безопасности, сами передают секретную информацию мошенникам.
При этом в «ПриватБанке » отметили, что «за последний год банк не столкнулся ни с одним случаем взлома аккаунтов клиентов, поскольку в банке имеется собственная база для разработки новых технологий, система одноразовых динамических паролей, технология 3D Secure от Visa и Mastercard, а также привязка аккаунта пользователя к номеру его мобильного телефона».
Вадим Березовик отметил, что безопасность работы в интернет-банкинге обеспечивается несколькими уровнями защиты. Финансовые операции подтверждаются одноразовым числовым паролем, при этом время сеанса соединения с сервером интернет-банкинга ограничено. «Если в течение 15 минут вы не совершаете активных действий, система автоматически выходит из учетной записи, — рассказал господин Березовик. — Кроме того, существует система блокировок возможности входа в систему при определенном количестве попыток ввода неверных данных».
При этом пользователь может в любой момент пересмотреть историю подключений, установив при этом попытки несанкционированного доступа к своей учетной записи. «Также нельзя открывать сайт системы интернет-банкинга по ссылкам, баннерным или полученным по e-mail, — отметил господин Березовик. — Кибер-мошенники пытаются получить данные для входа в банковскую систему, создавая подложные адреса и сайты».
Как рассказал Валерий Пацуй из ПУМБа, банковские сайты, где размещен доступ в сервис интернет-банкинга, защищаются усиленными сертификатами безопасности «и отображаются в адресной строке браузера зеленым цветом».
Кроме того, обеспечить безопасность интернет-банкинга можно с помощью одноразовых паролей и электронно-цифровой подписи (ЭЦП). «Одноразовые пароли могут генерироваться на стороне банка, при этом пользователь получает их различными способами: на банкомате, в виде sms-сообщений», — подчеркнул председатель правления банка «Русский стандарт» Игорь Дорошенко. При этом он отметил, что ЭЦП используют как аналог собственноручной подписи для предоставления электронному документу юридической силы. «Она может находиться на USB-флешках, смарт-картах, а также использоваться через веб-браузер», — отметил банкир.
Электронно-цифровая подпись повышает безопасность
Следует отметить, что использование ЭЦП определено на законодательном уровне в законе Украины «Об электронной цифровой подписи» и является равноправным аналогом графической подписи.
Как рассказал Андрей Онистрат, во время ввода пароля к ключу ЭЦП в системе может быть использована аутентификация (проверка подлинности предъявленного пользователем идентификатора) клиента. «Это повышает безопасность, исключая перехват идентификационных данных в процессе пересылки на серверы банка. Так как каждый раз пересылается разная информация, а при использовании одной и той же информации происходит отклонение банком», — объяснил он.
Господин Онистрат утверждает, что использование ЭЦП в системах дистанционного обслуживания дает ряд преимуществ. «Это удобно для клиента, особенно, когда речь идет о мобильных версиях интернет-банкинга. При этом можно осуществлять операции не только с карточными счетами, как в случае с авторизацией по одноразовым паролям, но и с текущими депозитами», — поделился он.
Также существует еще один способ защиты от интернет-мошенников — использование аватара. «Картинка известна только клиенту, — рассказывает директор департамента развития карточного бизнеса VAB банка Юлия Морозова. — Если при входе в интернет-банкинг вы увидите другое изображение, это значит, что кто-то пытается получить доступ к вашим данным. В таком случае мы рекомендуем ничего не делать, а сразу же обратиться в банк».
Классика всегда в почете
Развитие интернет-банкинга не повлияет на классические направления работы банков. В частности, большинство из них продолжит свою работу в направлении корпоративного бизнеса. Кроме того, большинство банков в этом году продолжат наращивать свои позиции в розничном бизнесе, в частности,в сфере потребительского кредитования.