Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
Два года закона о валюте: что сделано и чего ждать

Только представьте, два года назад, если бы вы захотели инвестировать, скажем, в акции Apple, вам нужно было бы получать лицензию. А максимальная сумма такой операции ограничивалась 50 тыс. евро в год.

Правило успеха
"Нельзя допускать застоя, фирма либо растет, либо становится слабее"
Финансы

 


Кредиты за рубежом

Кредитные бюро за рубежом
13.12.07

 

Функционирование кредитных бюро, действующих преимущественно как частные учреждения, занимающиеся сбором, хранением, использованием и предоставлением информации о выполнении субъектами кредитных историй (физическими и юридическими лицами, предприятиями и предпринимателями) собственных денежных обязательств, ставят перед собой цель, прежде всего, облегчить доступ заемщиков к кредитным ресурсам.

Наличие положительной информации в кредитной истории заемщиков позволяет значительно сократить срок оформления кредита, получать кредитные ресурсы по привлекательным ставкам, с
материалы в тему:
более низкими требованиями по обеспечению. Банки и иные кредитные учреждения, являющиеся участниками кредитных бюро, получают возможность уменьшить собственные расходы на сбор информации о личности заемщика, что может продолжаться неделями, и соответственно, принимать выверенные решения относительно предоставления кредита.

В большинстве европейских стран кредитные бюро создаются, как правило, в форме частных компаний, принадлежащих консорциуму кредиторов (Германия, Италия, Великобритания, Бельгия). Наряду с частными кредитными бюро или вместо них во многих странах действует институт государственной регистрации кредитов. Эта организация была создана для регистрации договоров ипотечного кредитования и закладных под недвижимость. Сейчас данная структура выполняет функции кредитного бюро (Франция).

В 90-х годах процесс создания кредитных бюро активизировался. Подобные организации были созданы, в частности, в Эстонии (1993 год), Испании (1994 год), Польше (1997 год), Чехии (2002 год) и ряде других стран. В России и Казахстане этот процесс начался несколько лет назад. Следует отметить, что до конца 2003 года соответствующие законы в этих странах не были приняты.

Учитывая необходимость кредитования национальных экономик, проблемы, сопровождающие этот процесс, не вызывает сомнений актуальность создания кредитных бюро в странах, вступивших в ЕЭП. В частности, вопрос о деятельности организаций, собирающих кредитные истории заемщиков, поднимался на ХII Международной банковской конференции, проходившей в апреле 2004 года в Ялте.

Поскольку сейчас Верховный Совет Украины в первом чтении принял Закон «Об организации формирования и оборота кредитных историй», полезно было бы проанализировать их деятельность в странах — партнерах по ЕЭП.

Первое кредитное бюро создано в Российской Федерации в 2000 году. Его учредили: ведущее мировое агентство, чьи технологии признаны как информационные стандарты ООН и ЕС, Dun & Bradstreet CIS и Госкомстат РФ. В форме некоммерческого партнерства было создано Национальное кредитное бюро (НКБ), действующее более трех лет. По данным, размещенным на сайте НКБ, сегодня в его базе данных содержится информация более чем о 940 тыс. компаний, распространяется она по платной подписке. Причем согласие собственника не требуется, поскольку бюро использует в своей работе информацию Госкомстата, ФСФО, автоматизированного банка общероссийских классификаторов и другую информацию, не являющуюся коммерческой тайной.

В мае прошлого года НКБ объявило о начале организованного обмена кредитной информацией и подключении к Клубу корпоративных пользователей. Предложенная НКБ схема взаимодействия кредиторов помогает решить проблему защиты информации от несанкционированного доступа, так как пересмотр профиля платежей и кредитной истории должника осуществляется только через его непосредственную идентификацию. Поскольку идея кредитного бюро совпадает с идеей получения прибыли от осуществления специфической деятельности, логичным является предоставление услуг НКБ на платной основе. В частности, подключение к системе Клуба кредиторов осуществляется на основании годовой абонентской платы. В то же время участники Клуба получают льготы при пользовании информационными продуктами кредитного бюро.

В качестве положительного момента работы НКБ следует отметить деятельность в сфере поощрения и развития программ по обмену информацией о платежной дисциплине компаний. Обмен сведениями о текущей и просроченной дебиторской задолженности осуществляется через отраслевые объединения (Клубы) кредиторов, непосредственно организованные отношения с доверителями кредитов и заемщиками, а результаты такого обмена отображаются в кредитном профиле (кредитной истории) компаний. Соответственно компании в рамках проводимой кампании получают возможность контролировать точность своего кредитного профиля, участвовать в управлении группой контрактной информации, размещать публичные уведомления о существенных событиях, формировать собственную кредитную историю и т.п.

Доступ к опции по введению информации в свой кредитный профиль открыт для любого абонента Кредитного бюро, умеющего точно идентифицировать себя. (В большинстве стран мира, в первую очередь в США, такое право чаще всего отсутствует.) Для этого вводится специальный тарифный план, позволяющий участникам этой программы с минимальными расходами шесть раз в год получать непосредственный доступ к собственному кредитному профилю, а также свободно вносить дополнительные сведения. Для сравнения: в США только в шести штатах приняты законы, предусматривающие ежегодное бесплатное получение кредитной истории по запросу. Однако менее 20 % американцев когда-либо видели свою кредитную историю.

Если в базе данных Кредитного бюро в определенный момент нет никаких сведений о компании, участник может ввести о себе первичные данные, они будут отображаться при целевых запросах и маркетинговом поиске как собственная информация компании.

В качестве средства защиты от фальсификаций записей компаниями служат традиционные методы выборочной проверки, и если кто-либо попытается получить кредит по неправомерным данным, заимодатель, поставщик могут разместить сигнал об этом факте в разделе публичной информации.

Кредитный профиль компании формируется Кредитным бюро путем обобщения и систематизации информации, полученной из официальных и публичных источников, и объединенной с данными о платежах, полученными от доверителей кредита.

В кредитный профиль компании включаются следующие сведения: о государственной регистрации компании; о юридическом статусе, руководстве, регионе, фактическом и юридическом адресе; о каналах связи, персонале, составе учредителей, дочерних и зависимых обществах; о платежах по кредитным обязательствам; существенных событиях, исках, судебных решениях; о показателях годовой отчетности и расчетных коэффициентах. Таким образом, кредитный профиль отображает юридическое и финансовое состояние компании. Все группы информации (за исключением годовой финансовой отчетности) обновляются ежемесячно, а отдельные (например, платежи) — через непосредственную связь с компанией и ее кредиторами.

Из этого следует вывод, что регулярная актуализация сведений, размещенных в кредитном профиле компании, является фундаментальным принципом деятельности Кредитного бюро. Соответственно кредитный профиль отображает изменения, происходящие в показателях компании, что позволяет судить не только о текущей, но и будущей платежеспособности компании.

Следует обратить внимание, что наряду с НКБ в России создаются иные структуры, выполняющие аналогичные функции. В частности, в Москве по поручению правительства ГУП «Центр информационно-аналитических технологий» в III квартале 2003 года начал разрабатывать концепцию создания и функционирования Московского бюро кредитных историй, его планируется создать под эгидой правительства Москвы. Информация о юридических и физических лицах в кредитное бюро будет подаваться на добровольных началах. При этом одними из основных поставщиков информации станут банки. Такую позицию, в частности, поддерживают Ассоциация российских банков и Московский банковский союз.

В Новосибирске в июле 2003 года зарегистрировано некоммерческое партнерство «Кредитное бюро», его учредителями выступили шесть коммерческих банков города. Бюро организовано с целью создания единой информационной базы об учредителях (корпоративных фирмах и частных лицах) Сибирского федерального округа, отвечающей потребностям банков — участников Бюро, а также требованиям достоверности, актуальности и сохранности информации от несанкционированного доступа.

База данных об информации, не являющейся публичной, формируется по согласию заемщика. Внесение информации в базу данных осуществляется бесплатно. В свою очередь получение информации производится на платной основе.

В России сегодня обсуждается вопрос о создании отраслевых кредитных бюро. Например, концепция Фермерского кредитного бюро разработана Ассоциацией сельских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов России и поддержана Фондом «Евразия».

Примером отраслевого кредитного бюро может быть и Комиссионное кредитное бюро — специальное коммерческое агентство, предоставляющее, в частности, кредитную информацию о компаниях текстильной промышленности и мануфактурных товарах.

Специалисты, например, считают, что целесообразно было бы создать двухуровневую систему кредитных бюро: на федеральном и местном уровнях. В частности, такой позиции придерживаются в Ассоциации региональных банков России. По мнению ее представителей, это позволит повысить качество информации по формируемым кредитным историям и создать дополнительные системы защиты. Причем учредителем Федерального бюро должен быть Центральный банк РФ.

Что касается законодательного обеспечения деятельности кредитных бюро, то необходимо отметить следующее. Во внесенных осенью 2003 года поправках в действующие законы о банках и банковской деятельности и о Центральном банке РФ предусмотрено формирование бюро кредитных историй. В соответствии с поправками, банки должны формировать «черные» списки заемщиков, куда попадут физические и юридические лица, не выполнившие своих обязательств по кредитным договорам. Частично информация из «черных» списков будет передаваться в Центробанк, причем ее предоставление запланировано как обязательное условие и неотъемлемый компонент банковской деятельности. Банки должны уведомлять Центробанк о заемщиках, просрочивших выполнение обязательств по кредиту более чем на полтора месяца для кредитов на сумму свыше 10 тыс. руб. для физических лиц и 100 тыс. руб. для юридических лиц. Центробанк распорядится полученной информацией следующим образом: по запросу кредитной организации он представит отчет о наличии/отсутствии в «черном» списке интересующего заемщика. По мнению Центробанка, подобная информация не нарушит существующего режима банковской тайны.

Помимо этого, за последние несколько лет в России было разработано три законопроекта, подготовленных депутатами Государственной Думы РФ, Минэкономразвития РФ и Ассоциацией российских банков. Многие специалисты считали, что на последний проект падет выбор российских законодателей. В отличие от других проектов, данный документ не обязывает банкиров уведомлять бюро обо всех своих заемщиках. Кроме этого, в кредитном договоре необходимо будет оговаривать согласие заемщика на предоставление сведений о нем кредитному бюро.

В конце 2003 года решение о создании специализированного органа с функциями кредитного бюро было принято Правлением Национального банка Республики Беларусь. В решении закреплено: в кредитном бюро будет аккумулироваться информация, касающаяся как юридических, так и физических лиц. Она должна содержать сведения не только о кредитах, но и обо всех видах займов и других активных операций, осуществляемых банками, а также о выданных и использованных банками гарантий и поручительств.

Предполагается, что доступ к этой информации будет возможен только по согласию заемщика. Предусмотрено наделить заемщика правом периодического ознакомления со своей кредитной историей, а в случае несогласия — правом подачи мотивированного протеста. Создание кредитного бюро, по мнению центрального банка, будет содействовать эффективности и надежности банковской деятельности, позволит лучше определять потребности клиентов и дифференцировать их, контролировать риски, обеспечивать постоянный мониторинг выдачи банковских кредитов и операций банков в разных регионах, совершенствовать управление кредитной политикой и решать другие проблемы. В настоящее время Нацбанк Республики Беларусь разрабатывает нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность кредитного бюро.

В Казахстане идет обсуждение законопроекта «О кредитных бюро и формировании кредитных историй», разработанного в 2003 году Центральным банком Республики Казахстан. Кстати, весьма интересны результаты Первой Центрально-Азиатской конференции по кредитным бюро, прошедшей в январе 2003 года. В частности, было определено, что кредитные бюро позволят снизить системные риски розничного кредитования, поэтому можно будет снизить процентные ставки и увеличить объемы финансирования. Основная задача бюро — содействие развитию кредитования в стране путем сбора и предоставления информации о заемщиках.

Актуальность процесса создания кредитных бюро объясняется также необходимостью решения проблем, с которыми может столкнуться банковская система Казахстана в ближайшие год-два:

1) падение доходности кредитования крупных корпоративных клиентов (причина — рост конкуренции со стороны западных банков, вызванный повышением суверенного рейтинга, рынков капитала, торговых партнеров и поставщиков оборудования);

2) сильная конкуренция в отношении корпоративных клиентов с положительной кредитной историей среди отечественных банков (банки будут предлагать более благоприятные условия финансирования. Конкурентное преимущество будет определяться внутренней эффективностью и умением структурировать более сложные продукты);

3) развитие розничного кредитования как реальная альтернатива корпоративному.

В заключение следует отметить, что создание кредитных бюро на Украине, как и в других странах, входящих в ЕЭП, является актуальной задачей, требующей своевременного решения. Чтобы отвечать своим целям и задачам, кредитные бюро должны опираться на четко прописанную нормативную базу; быть ориентированными на обслуживание клиентов, гарантируя при этом качество, скорость, полноту предоставления информации; обеспечивать высокую конфиденциальность данных.


Елена Орлюк: Юридическая практика

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финансовые технологии
Экономика
Нормативно-законодательная база
Финансы
Депозиты
Кадровые перестановки
Обзор рынка
Банки
Рейтинг банков
События
Кредитные брокеры
Мошенничество
Потребительское кредитование
Акулы бизнеса
Финансовые пирамиды
Интересное в мире
Платежные системы
Пластиковые карты
Денежный перевод
Кредитные союзы

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.