Лизинг в кризис: интересно, доступно, выгодно
02.11.10
Лизинг автомобильного транспорта показал хороший иммунитет к кризису — по итогам 2009 года автопарк лизинговых компаний, согласно информации ИАГ AUTO-Consulting, сократился всего на 5,75%. В то время как продажи автомобилей упали почти в четыре раза. В результате на рынок финансового лизинга активно выходят и банки, и автопроизводители.
2800 (всего за год в Украине было продано 162 тыс. новых автомобилей). Для сравнения: в 2008 году лизинговые компании заключили около 8,5 тыс. новых контрактов, что составило всего 1,36% от 623 тыс. реализованных авто. Вместе с тем в прошлом году, по информации ассоциации «Украинское объединение лизингодателей», 4,6% новых авто было продано в лизинг (в 2008 г. — 1,5%), одновременно объемы банковского кредитования сократились с 65 до 15%. Эта статистика красноречиво показывает, что в условиях кризиса лизинг оказался единственным эффективным инструментом продажи машин.
До кризиса лизингом пользовались лишь компании, которые не желали возиться с сервисом автомобилей, или те, кто хотел получить определенные налоговые льготы. Сейчас ситуация изменилась. И уже сами банки стали клиентами лизинговых компаний. Ведь финансовым учреждениям нужно соблюдать много нормативов по требованиям НБУ, выдерживать коэффициенты по активам.
Лизинговым компаниям оказалось проще приспособиться к новым рыночным условиям. Когда финансовые учреждения решали вопрос проблемной задолженности, лизинговые компании думали, что делать с возвращенными досрочно автомобилями (за прошлый год в среднем было досрочно возвращено от 10 до 30% от всего лизингового парка). Выход нашелся в услуге повторного лизинга — сдача машин, которые возвращены лизингодателю клиентом досрочно. Это позволило восстановить финансовые потоки. Потому что на продаже возвращенных по мере окончания договоров автомобилей заработать практически не удалось.
Лизинговые компании несколько лет назад попросту просчитались, оценивая остаточную стоимость авто на момент окончания действия договора. Так, в 2009 году возвращали машины, переданные в лизинг в 2006 г. А тогда, на волне роста рынка, на фоне дефицита автомобилей лизингодатели даже не предполагали, что их ожидает спустя три года. В договора закладывались остаточные стоимости на уровне 45–60% цены новой машины. И многие авто, возвращенные в прошлом году, были проданы с отрицательным финансовым результатом. Помимо этого клиентам предлагались различные схемы продолжения сотрудничества: реструктуризация платежей и их графика, изменение объема сервисных услуг, заложенных в договор, и многое другое. Помогла выжить в кризис и пролонгация договоров, по которым заканчивался срок лизинга, а также более требовательное отношение к потенциальным клиентам.
Программы лояльности предлагаются все реже и преимущественно крупными компаниями. К примеру, компания «Евро Лизинг» в этом году запустила программу лояльности специально для поощрения аккуратных в выплатах клиентов.
Стоимость лизинга также зависит и от размера авансового платежа. Если до кризиса лизинговые компании, как и банки, практиковали выдачу кредитов с нулевым первым взносом, то сейчас понадобится внести не меньше 30% стоимости авто. Так, по условиям «Райффайзен Лизинг Аваль», первый взнос составляет 25–45% от цены автомобиля. Вместе с тем сейчас клиенты лизинговых компаний могут оплатить в рассрочку не только страховой полис, но и техническое обслуживание своего авто.