Шансы и перспективные способы получить вожделенное авто без полной суммы его стоимости на руках, изучало Издание.
Просто абсолютный лидер из всех кредитных предложений банков – по-прежнему автокредиты. В конце сентября-2009 они подали совсем уже нежданную надежду на возрождение. Все дело в том, что количество банков, предлагающих продукт, по данным Издания, доросло до 11 учреждений из 50-ти лидеров по активам. Такая неслыханная со времен октября-2008 цифра наталкивает на мысли о начале возобновления кредитования.
Стоимость лизинга сегодня не особо отличается от стоимости автокредитов, при этом лизинг предусматривает заботу об авто со стороны компании. Условия получения также схожи. Например, первоначальный взнос при оформлении лизинга – это те же 25-45% от стоимости авто, что и при автокредите. Срок лизинга также сравним с кредитным: от 12 до 60 месяцев. Правда, об уменьшении стоимости лизинга в течение ближайшего года речь не идет. Хотя представители лизинговых компаний отмечают, что теперь они авто для реализации в лизинг берут не в кредит, как ранее. «В связи с фактическим отсутствием рынка кредитования, основным источником средств для приобретения автомобилей и передачи в лизинг стали собственные средства и дополнительные инвестиции учредителей», - отмечает Владимир Нечаев. А работа напрямую с автосалонами – одно из ключевых направлений лизинговых компаний.
Впрочем, сам продукт лизинга достаточно специфичный. Нельзя обойти молчанием особенности лизинга, о которых могут не знать любители автокредитов. Например, некоторые лизинговые компании устанавливают санкции за слишком частое попадание в ДТП, слишком большой по сравнению с договорным пробег авто либо просрочку платежа.
Однако самая большая проблема, которая может помешать лизингу – плохая осведомленность населения в том, что это такое. Доказательством такой невеселой ситуации могут служить результаты опроса на портале. Среди 110 принявших участие в опросе читателей сайта большая часть (32% опрошенных) вообще не знают, что это за продукт. На втором месте по количеству 29% читателей, которые считают лизинг хорошей услугой, но их не устраивают условия. На третьем месте 28% читателей, которые считают лизинг интересным и собираются изучить действующие условия продукта. 13% опрошенных предпочитают лизингу банковский кредит, и лишь немногим более шести процентов опрошенных пользуются лизингом авто.
Банковские специалисты пока иронично относятся к разговорам о завоевании лизингом авто львиной доли рынка. «Украинский потребитель, привыкший за несколько лет к банковским продуктам, не сразу сможет перейти к лизингу, тем более, когда на рынке пока существует альтернатива, - отмечает Антон Шаперенков. – Кроме того, понимание того, что при лизинге фактическим собственником до полного погашения лизинговых платежей, является лизинговая компания, не всегда укладывается в сознании потребителя. Ситуация может измениться, если потребителю не будут представлены альтернативы, и сервис, представляемый лизинговой компанией, будет расширен до покрытия всех потребностей потребителя».
Автосалоны, лишившиеся главного канала продаж – автокредитов, разрабатывают новые возможности реализовать продукцию. Самый яркий пример, актуализованный в последнее время, - обмен авто по системе «trade-in». Суть процесса в возможности обменять свой автомобиль с пробегом на новую машину, естественно, доплатив разницу в цене. О нарастающей популярности такой услуги говорит статистика: за посление полтора года количество автосалонов, предлагающих систему «trade-in», по данным Ассоциации дилеров подержанных автомобилей, выросло почти в два раза – с 56 до 118 компаний. Из плюсов для потенциальных клиентов системы – возможность оперативно производить обмен собственного поднадоевшего четырехколесного друга без затянувшегося простоя на рынке. Кроме того, не нужно брать кредит или оформлять лизинговый договор. Эксперты рынка уже успели окрестить новую услугу, набирающую обороты, шансом на выживание для украинского автопрома.
Учитывая все вышесказанное, можно прийти к выводу, что будущее авторынка, по крайне мере, ближайшее, будет за лизингом авто и за системой «trade-in». А вот автокредиты придется подождать.
Сомневаюсь в перспективах полной замены классического варианта банковского автокредитования лизингом – особенно для физических лиц. Ведь на протяжении первого полугодия 2009 года, когда автокредитование в Украине фактически остановилось, лизинговые предложения не смогли полноценно занять освободившийся сегмент рынка. Несмотря на привлекательность такого финансового инструмента как лизинг в процессе покупки автомобиля, при действующем законодательстве, для физических лиц не существует значительной финансовой выгоды от покупки авто по такой схеме. Кроме того для многих клиентов – физлиц определенным психологическим барьером остается то, что автомобиль регистрируется на лизингодателя и окончательное переоформление транспортного средства, которое является предметом лизинга, на клиента возможно по завершению всех выплат согласно договору.
Думаю, активная работа украинских банков в направлении возобновления автокредитования – не просто ситуативная позиция, а системная работа по выходу на достаточно привлекательный рынок, где сейчас практически отсутствует конкуренция. Тем более в нынешней ситуации особенную активность проявляют банки, которые ранее не являлись лидерами этого сегмента банковского рынка. Кроме того, в условиях кризиса портфель автокредитов оказался наименее рисковым и наименее убыточным из общего числа розничных кредитных продуктов. Думаю поэтому на данный момент те банки, которые возобновили розничное кредитование физических лиц – сделали это именно в автокредитовании, ведь сейчас около 70% всех выданных кредитов физлицам на потребительские цели приходится именно на автокредиты.
Более активное возобновление автокредитования на украинском рынке стоит ожидать не ранее весны следующего года. Однако, по моему мнению, условия кредитования при этом не вернутся к «докризисным» позициям – в любом случае более жесткими останутся требования к заемщику, и, естественно, стоимость самого кредита не будет способствовать активным продажам банками автокредитов.