Машина из средства передвижения снова превратилась в роскошь
20.01.10
Потребность украинцев в «железных конях» остается достаточно высокой — в стране на 1000 человек приходится всего 150 машин. Однако в 2010 году реализовать свою мечту стать автовладельцем смогут далеко не все желающие. По прогнозам экспертов, при самых лучших раскладах количество проданных легковых авто в нынешнем году увеличится максимум на 5–7%, так как автодилеры уже не смогут снижать цены за счет своей прибыли.
ежегодно приобретать не менее 800 тыс. автомобилей. В начале 2009 года цифры были откорректированы до 250–300 тыс. Но уже по итогам первого полугодия стало ясно, что и эти планы нереальны. На нынешний год подобных смелых заявок эксперты уже не делают.
По самым пессимистическим прогнозам максимальное падение рынка по сравнению с 2009 годом может составить 7–9%, по самым оптимистическим — объемы автопродаж увеличатся на 9–10%.
Например, эксперты группы компаний «АИС» прогнозируют, что в этом году будет продано 150 тыс. легковых автомобилей, что на 12% меньше, чем в 2009-м. В компании считают, что автомобильный рынок хоть и не продемонстрирует роста продаж, зато будет стабильным.
Однако достичь таких показателей в первом полугодии вряд ли удастся. Более того, в первые три-пять месяцев следует ожидать отрицательной динамики продаж (минус 5–7%) — это связано с президентскими выборами, которые замораживают экономическую деятельность в стране и снижают покупательский спрос. Именно в этот период многие финансовые эксперты прогнозируют падение курса гривни, что тоже негативно отразится на платежеспособности украинцев.
Между тем уже с весны темпы автопродаж могут заметно повыситься за счет кредитования. По мере «оживления» банковской системы будет увеличиваться спрос на машины средней ценовой категории ($15–25 тыс.), так как в докризисный период ссуды выдавались в основном под их приобретение.
Альтернативой банковским кредитам уже стали финансовые программы самих автомобильных продавцов. Одними из первых такие схемы предложили импортеры Nissan, Renault и Subaru. В этом году к ним планируют присоединиться и другие импортеры.
Еще один фактор, который способен напрямую повлиять на объемы продаж машин, — курс национальной валюты, ведь более 75% реализуемых авто составляют иномарки, цены на которые привязаны к курсу доллара. Так, если в прошлом году цена в долларах на машины не изменилась, то в национальной валюте она выросла на 30–40%. При девальвации гривни автопродажи неизбежно будут сокращаться, а вот укрепление позиций национальной валюты позволит продавать больше машин. Примером может служить курс евро, который в конце прошлого года несколько упал, в результате стоимость автомобилей, завозимых из Европы, в гривневом эквиваленте снизилась.
Повлиять на ситуацию на автомобильном рынке может государство. Так, в прошлом году были введены временные дополнительные пошлины на импортированные машины, однако это не стимулировало развитие отечественного автопрома, а государство получило минимальную прибыль от ввозимых в этот период иномарок.
Несмотря на это, в Верховной Раде вновь звучат призывы установить доппошлины на импортные авто и в 2010 году. Но если это и произойдет, то не раньше весны, так как жертвовать своим рейтингом и идти на такой непопулярный шаг во время президентской кампании кандидаты в президенты не намерены.
Большинство европейских стран еще с первой половины прошлого года демонстрируют рост темпов автопродаж, а в наиболее экономически развитых странах за счет государственных дотаций удалось заметно увеличить число проданных машин по сравнению с докризисным периодом. Наибольший рост продаж продемонстрировали Франция, Германия, Италия и Великобритания. В этих странах рынки в среднем увеличились на 15–20%. Украина же по этому показателю заняла предпоследнее место, хуже обстоят дела лишь в Латвии, где падение автопродаж составило 80%. В списке рядом с Украиной расположились также Венгрия (-72%) и Литва (-71%). В соседней России спрос упал на 50%. В нынешнем году не стоит рассчитывать на изменение позиций Украины в Европе. Максимум, на что можно рассчитывать, — это обойти пару-тройку стран, однако попасть в топ-10 рейтинга, как это было в 2008 году, в течение следующих трех-четырех лет нам вряд ли удастся.
В Украине на 1000 человек населения приходится всего 150 автомобилей, то есть емкость нашего рынка более чем высокая. (Для сравнения: в России — более 200 авто, в странах Восточной Европы — более 300–400 авто, а в странах Западной Европы, США и Японии — более 600–700 авто на 1000 жителей.)
Однако для существенного повышения уровня продаж машин в 2010 году необходимо одно условие — повышение благосостояния украинцев. За один год оно вряд ли достигнет докризисного уровня, на это уйдет несколько лет. Возобновление автокредитования, безусловно, позитивно повлияет на ситуацию, но пока кредитные ставки чересчур высоки, да и люди стали осторожнее и стараются не обременять себя долгосрочными финансовыми обязательствами. Так что автомобиль в нашей стране, похоже, снова из средства передвижения превратился в роскошь.