Нацбанк 26 октября неожиданно для рынка повысил учетную ставку сразу на 1 п.п. – до 13,5%. Этим решением регулятор прервал двухлетний период смягчения монетарной политики. Нацбанк хочет повысить стоимость денег в экономике, чтобы укротить высокую инфляцию. Теперь участники рынка ожидают повышения ставок по депсертификатам, ОВГЗ и кредитам «овернайт». Депозитные ставки, которые сейчас находятся на многолетних минимумах, не смогут проигнорировать новую ценовую реальность.
Национальный банк признал недостижимость цели инфляционного таргетирования на текущий год. Инфляция по итогам 2017-го составит 12,2%, спрогнозировали вчера в НБУ, тогда как цель текущей политики инфляционного таргетирования центробанка составляет 8% плюс-минус 2 п.п.
Негативно на цены в том числе повлияли решения правительства: удвоение минимальной зарплаты, внеплановое повышение пенсий, очередной пересмотр акцизов на алкогольную и табачную продукцию. Темпы инфляции в сентябре ускорились до 16,4%, а июльский прогноз НБУ в 9,1% быстро устарел. «Это (высокая инфляция) обусловлено прежде всего ускорением роста цен на сырые продовольственные товары, повышением производственных затрат, а также некоторым оживлением потребительского спроса», – заявили в Нацбанке. В то же время небольшая ревальвация гривны в первой половине года сдерживала подорожание импорта.
О том, что инфляция окажется выше 10%, НБУ намекал несколько месяцев подряд после каждого заседания монетарного комитета, на которых он, впрочем, удерживал учетную ставку неизменной на уровне 12,5%. На фоне ускорения инфляции средневзвешенная ставка по трехмесячным депозитным сертификатам Нацбанка за последний месяц выросла с 12,7% до 14,35%, что сигнализировало о вероятности повышения учетной ставки. Но еще накануне заседания монетарного комитета большинство экспертов прогнозировали сохранение ключевого индикатора.
Учетная наука
26 октября Нацбанк повысил учетную ставку сразу на 1 п.п. – до 13,5%, чем прервал двухлетний период ее снижения. «Более жесткая монетарная политика будет способствовать снижению потребительской инфляции и приближению к цели в 2018 году», – заявил и.о. главы НБУ Яков Смолий. Прогноз инфляции на 2018-й ухудшен с 6% до 7,3%. Прогноз на 2019 год остался 5%.
Нацбанк ожидает, что «инфляция замедлится и приблизится к центральной точке целевого диапазона в третьем квартале 2018 года». До тех пор снижение учетной ставки маловероятно. Ведь НБУ пообещал «вернуться к циклу смягчения монетарной политики» только «в конце 2018 года», да и то лишь при выполнении трех условий: замедление инфляции, дальнейшее сотрудничество с МВФ, проведение сбалансированной фискальной политики. Если же инфляционные риски останутся высокими, «Нацбанк может обратиться к дальнейшему повышению учетной ставки».
Нацбанк играет на повышение
Своими действиями НБУ стремится повысить стоимость денег и вызвать дезинфляционный тренд. «Повышение учетной ставки будет стимулировать приток сбережений в банковский сектор и тем самым сдерживать потребительский спрос», – ожидают в НБУ. В переводе на понятный язык это означает повышение ставок. «Ресурсы будут дорожать, поскольку НБУ дал послание о том, что 2018 год будет годом высоких процентных ставок. И он намерен вести именно такую политику», – считает руководитель аналитического департамента ИК Magister Capital Тантели Ратувухери.
Первым ставки повысил сам НБУ. «На депозитные сертификаты НБУ рост учетной ставки повлияет прямо: по овернайту и двухнедельным инструментам они вырастут на 1 п.п. до 11,5% и 13,5% соответственно», – говорит руководитель отдела по работе с долговыми инструментами на локальном рынке ИК Concorde Cаpital Юрий Товстенко. Дальше отреагирует вторичный рынок госбумаг. «Можно ожидать роста доходности по ОВГЗ на 20-50 б.п., учитывая бо́льшую длину ресурса по ОВГЗ по сравнению с депсертификатами», – отмечает Юрий Товстенко. Дальнейшее движение доходности ОВГЗ будет зависеть от желания Минфина повысить ставки на первичных аукционах, где сейчас Минфин платит 15% за пятилетние бумаги. «Минфин точно не заинтересован в росте ставок по ОВГЗ и до последнего будет избегать этого», – уверен эксперт.
Влияние на депозитные ставки для физлиц будет опосредованным, поскольку индикатор НБУ не является определяющим в стоимости вкладов. Острой потребности в деньгах у банков пока нет, поэтому речь может идти, скорее, не о повышении ставок, а о прекращении их снижения. Они уже и так находятся на рекордно низких за шесть лет уровнях. «Сейчас проблемы с ликвидностью у банков нет, потому сильно бороться за вкладчиков они не будут», – прогнозирует Юрий Товстенко. Но все зависит от финансового поведения потребителей. «Монетарные «страшилки» Нацбанка, которые будут усиливаться политическими популистами, на фоне сезонного отвлечения ресурсов населения на новогодние покупки могут ослабить депозитную базу банков, а значит, могут провоцировать подорожание депозитных ресурсов», – предупреждает господин Тантели Ратувухери.
Неизбежные макропоследствия
Член Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран считает, что инфляция – не единственная причина повышения учетной ставки. «Дело еще и в ликвидности на Едином казначейском счете: если загодя не поднять ставки и не принять меры, то будет то же, что и два года и год назад. Вместо праздничного удешевления доллара будет его удорожание», – считает он. Рост ставок позволит абсорбировать излишки ликвидности и не допустить раскачки валютного курса.
Обратной стороной борьбы НБУ с ценами является повышение кредитных ставок, при том, что банки и так не спешат кредитовать. «Ситуация в стране может ухудшиться, если не будет найдена реальная формула поддержки производства. Сомневаюсь, что действия регулятора будут содействовать долгожданному оживлению кредитования экономики. Из возможных рисков можно выделить не столько очередное ослабление отношений с МВФ, и тем более – не усиление потребительского спроса из-за повышения социальных стандартов, сколько ослабление кредитоспособности и ликвидности банковской системы», – отмечает Тантели Ратувухери.