Автокредитование приходит «в чувство», а автодилеры ожидают уже к концу года возобновления темпов продаж на уровне 2008 г.
Слухи о смерти автокредитования преувеличены – свидетельствует небольшое исследование, проведенное Изданием при подготовке этого материала. При большом желании можно найти более полутора десятков реальных предложений по кредитованию: правда, банкиры стали намного более переборчивыми, чем всего год назад. Потенциальные заемщики должны внести за четырехколесного друга минимум
25% аванса и показать недюжинную платежеспособность: учитывается только белая зарплата, а расходы на кредит не должны превышать 70% доходов.
Однако возобновления массовых выдач ссуд на машины ожидать в ближайшее время не стоит. Автокредитование «стоит в очереди» за кредитованием малого и среднего бизнеса, которое сами банки намерены восстанавливать уже к концу лета, и за ипотечным кредитованием, которое намерено стимулировать государство, исходя из социально-предвыборно-лоббистских мотивов. Займы бизнесу должны оживить экономику в целом, а государственные ипотечные программы должны поднять строительную отрасль. В этой ситуации отечественным производителям и автоимпортерам, как сегменту сравнительно узкому, рассчитывать на кредитную инъекцию со стороны государства или банков-добровольцев, готовых кредитовать что ни попадя, не стоит.
В принципе, банкам сейчас не очень интересно выдавать автокредиты: рост цен не играет на руку финансистам. Цепочка проста: цены выросли, люди либо вовсе отложили покупку железного коня, либо приобретут что-то попроще. Меньше размер кредита – меньше процентов банку в качестве прибыли.
На практике, большинство кредитных программ, существующих сегодня, - это партнерские проекты банков и конкретных салонов или дилеров.
Можно спорить о том, насколько наличие или отсутствие активного кредитования влияет на продажи. Однако некоторые дилеры сами признают: сегодня наличие программы рассрочки по той или иной марке авто сразу выводит его в лидеры продаж. Яркий пример – Volkswagen, вошедший в ТОП-10 продаж после активной раскрутки программы лизинга Porsche Leasing. И, несмотря на кризис, доля марки продолжает увеличиваться. Банки в этом процессе могут быть и посредниками, как в случае с Nissan Finance и Renault Finance и Индэкс-банком, так и просто партнерами, как в случае с ВТБ Банком и УкрАвто. А в случае с тем же Porsche Leasing, банк может не понадобиться и вовсе.
Впрочем, будущее у автокредитования достаточно радужное. Конечно, возвращения к ссудам без первого взноса никто не ждет. А вот 20-25% собственного участия наверняка утвердят банк в мысли о том, что вы – надежный заемщик. Как и в целом по рынку, драконовские ставки в 40% годовых тоже рано или поздно уйдут в небытие. Главным критерием отбора кандидатов, как и в сегодняшних программах, будет официальная зарплата, вычтя из которой все обязательные расходы, на погашение займа должно будет идти не более 70%. Валютные кредиты, будут давать исключительно тем, кто сможет подтвердить свои доходы в валюте.
Кроме ожидаемого к концу года постепенного возрождения автомобильного производства, продавцы уповают еще на два чисто украинских фактора: снижение импортных пошлин (отмена 13% надбавки на ввозимые автомобили), а также на традиционное оживление деловой активности в связи с началом избирательной кампании. Впрочем, по итогам года «декабрь к декабрю» разница, скорее всего, будет серьезной – не менее 60% в пользу 2008-го.
Однако даже если кредитование и восстановится, вряд ли будет дан задний ход другому тренду – увеличению спроса на подержанные автомобили. Этот сегмент от кредитования не зависит: если человеку не хватает денег, он просто покупает машину на 2-3 года старше. Кроме того, как говорит Алексей Громыко из «Атлант-М Лепсе», объемы платежеспособного спроса на автомобили 2009 года пока не вполне ясны для импортеров и дилеров. И это ведет к их осторожности в отношении производства и поставок автомобилей.
По данным компании AutoConsulting, по итогам первого квартала 2009 года, подержанных машин было продано вдвое больше, чем новых. Падение продаж на вторичном рынке составило всего 16%, тогда как первичный рынок упал на 70%.
Кроме того, на примере вторичного рынка заметно, как покупатели стали переключаться на более бюджетные машины: на подержанные «Таврии» спрос даже вырос на 5%, продажи Жигулей, Lanos и Chevrolet упали не более, чем на 5-10%, а вот Audi, BMW, Mercedes-Benz, Opel, Volkswagen стали продавать на 33-57% меньше. Особенно сильный рост интереса к подержанным машинам отмечают в регионах.
Интересно, что недавнее повышение импортных пошлин и сборов при первой регистрации б/у автомобилей в Украине на спрос особого влияния не окажет. Эксперты утверждают: в отличие от 90-х гг., когда бал на этом рынке правили ввезенные из Германии и прочих европейских государств железные лошади, теперь несколько лет активных продаж новых автомобилей создали большой парк «свежих» машин на территории Украины.
Конкурировать с автобазарами дилеры будут все более активным внедрением услуги trade-in (обмен старого автомобиля на новый) и комиссионных площадок. Такие предложения должны стать интереснее для покупателя, чем обычный авторынок, поскольку за качество и исправление различных неисправностей отвечает вполне осязаемый официальный продавец. Более того, с развитием этого сегмента ожидается и оживление кредитования подержанных автомобилей. Банку намного интереснее будет дать взаймы на проверенный автомобиль из салона дилера, который будет выступать ликвидным залогом, чем вслепую фактически выдавать кэш-кредит на покупку клиентом любой мало-мальски передвигающейся по дороге груды металла.
Вместе с оживлением кредитования, ожидают подъема количества заказов и гарантийные/фирменные станции. Они и сегодня не бедствуют. По словам опрошенных менеджеров фирменных сервисных центров, с началом кризиса на фирменные станции увеличился поток автомобилей, купленных в кредит в предыдущие годы. В условиях финансовой нестабильности они предпочитают не упускать возможности получить гарантийное обслуживание, чтобы потом не платить дважды. А за счет того, что хозяева «негарантийных» машин из-за кризиса стараются сэкономить на ремонте, доля гарантийного обслуживания на фирменных станциях существенно возросла.
Однако стоит отметить, что для фирменных станций кризис и падение продаж все же станет испытанием на прочность.
Сейчас у фирменных СТО по сравнению с «гаражниками» и станциями среднего сегмента может быть два преимущества: значительные скидки либо высокое качество обслуживания (новое оборудование, скорость работы персонала, скорость поставки деталей, отсутствие претензий по факту ремонта и т. д.). Наибольший куш срывают те, кто комбинирует оба этих качества.
В целом же, по оценкам специалистов, комплексный автомобильный рынок (продажи – кредит – сервис) уже прошел стадию дна и стоит на пороге роста. Впрочем, цепочка положительных трендов упирается только в одну пару звеньев: рост экономики – рост благосостояния населения. Как только эта пара пойдет вверх, активизируется и кредитование, и продажи. Что до качества сервиса, то те, кто сможет удержать его в сложное время, с лихвой окупит кратковременные потери за счет формирования базы благодарных клиентов на годы вперед.
Таблица 1. Где сегодня можно взять машину в кредит
Банк / кредитор
Ставка, % годовых, комиссии
Срок, первый взнос
Дополнительные условия
Индэкс-банк
30% в гривне, 2,5% комиссия
3-7 лет зависит от марки, 15-30% зависит от марки
Общие условия
Индэкс-банк
9,9 – 26,8% в гривне, зависит от срока и суммы предоплаты, 2,5% комиссия
1-7 лет, 25-75% по желанию
Программа Nissan Finance совместно с дилерами
Индэкс-банк
0-25,9% в гривне, зависит от срока и суммы предоплаты, 2,5% комиссия
1-7 лет, 25-50% по желанию
Программа Renault Finance совместно с дилерами
ВТБ Банк
20,49% в гривне, 2,99% комиссия
2 года, 30-40% в зависимости от производителя
Совместная программа с УкрАвто, кредитуются автомобили Chevrolet, Opel, Toyota, Nissan, Mercedes-Benz, Chrysler, Jeep, Dodge, Renault, ЗАЗ, Лада, Chery.
ВТБ Банк
20,49% в гривне, 1,99% комиссия
2 года, 30%
Совместная программа с ТД Нико (автомобили Mitsubishi), а также совместная программа с Украинским автомобильным холдингом (Subaru, KIA, Hyundai)
БМ Банк
28% в гривне, 17-18% в долларах, 16-17% в евро,
1% комиссия
1-3 года, 30%
Общие условия, кроме Daewoo
Фольксбанк
28% в гривне, 1% комиссия
4 года, 40%
Общие условия, кроме «китайцев» и «иранцев»
Укрсиббанк
30% в гривне
1-5 лет (в зависимости от производителя), 40%
Общие условия
Форум
От 28,5% в гривне, от 19,5% в евро и долларах в зависимости от срока, 2% комиссии
1-5 лет, 50%
Общие условия
Кредит Европа Банк
26,9-27,9% в грн. 12,55-14,9% в долларах в зависимости от срока, 4% комиссии
1-4 года, 30%
Общие условия
Астра банк
21,77% в гривне, 2,5% комиссия
1-7 лет в зависимости от производителя, 50%
Общие условия
Порше Лизинг
12,5% в долларах и 13,5% в евро плавающая, 14% в долларах и 15% в евро фиксированная
4-5 лет в зависимости от программы, 30%
Программа совместно с официальным импортером Порше Украина (автомобили Volkswagen, Audi)