Сотруднице столичного банка Анне Ражевой пришлось ждать автомобиля Nissan Note около двух недель. «В наличии не было того цвета, который мы хотели», - делится впечатлениями Анна Ражева.
На самом деле Анне крупно повезло, ведь две недели - не срок для украинца, желающего купить машину. Например, сотрудник компании - оператора мобильной связи Сергей Кузьменко в середине января забронировал в автосалоне Honda Accord. Машину ему обещают доставить лишь в марте.
Не ожидали
В очередях нет ничего удивительного, ведь украинский авторынок переживает
бум. И хотя кривая автопродаж идёт в гору уже не первый год, минувший год побил все рекорды. «В 2007 г. в Украине было продано 542 тыс. новых автомобилей. Это намного превышает даже самые оптимистические прогнозы», - сказал Фокусу директор компании Auto-Consulting Олег Омельницкий.
С такими результатами украинский авторынок занял седьмое место в Европе, улучшив свои прошлогодние показатели на два пункта. По объёму отечественный рынок больше австрийского, голландского или бельгийского. А по динамике роста продаж Украина вторая после Литвы. Участники рынка к такому развитию ситуации оказались не готовы - отсюда и очереди.
«Немногие продавцы ожидали такого большого объёма продаж в 2007 г. Соответственно более консервативно подходили к заказам», - объяснил Фокусу директор по маркетингу Nissan Motors Украина Андрей Нестеренко. По его словам, продавцы обычно опасаются заказывать больше моделей, чем могут продать. Да и производители не могут быстро увеличить объёмы производства, если модель оказывается более успешной, чем ожидалось. «У нас были небольшие проблемы с Audi Q7. Продукт пользовался огромным спросом, но завод в Германии установил для Украины определённые квоты», - рассказал Фокусу директор по маркетингу и рекламе автодилерской фирмы VIPOS Руслан Олефир. Иными словами, стоять в очередях приходилось даже тем, кто был готов выложить за железного коня $40-60 тыс.
Политический фактор
Украинцы покупают автомобили ударными темпами по нескольким причинам. «Во-первых, сказывается рост благосостояния населения. Во-вторых, опережающее развитие банковского кредитования», - перечисляет Олег Омельницкий. С мнением коллеги согласен и Андрей Нестеренко. «В 2007 году доля автомобилей, проданных в кредит, приблизилась к 50%. Хотя в 2006-м она не превышала 35%».
Понять мотивы банкиров несложно: средняя цена продаваемого в Украине автомобиля растёт, а это повышает ликвидность автомобилей как залога. И даже если заёмщик не может вовремя вернуть кредит, залог может быть легко и быстро реализован. «Поэтому банки с удовольствием кредитуют покупателей и конкурируют между собой на этом рынке», - объясняет директор по маркетингу Nissan Motors Украина.
Примечательно, что рост доходов и доступные кредиты вызвали соблазн купить машину даже у тех украинцев, у которых она уже есть. Ведь из более чем полумиллиона покупателей новых легковушек лишь 140 тыс. приобрели личный автомобиль впервые. Остальные покупки - это либо замена старого авто, либо приобретение второго автомобиля для семьи.
«Раньше нас вполне устраивал подержанный «Форд». Но в семье ожидалось пополнение, поэтому мы с мужем решили потратиться на семейный автомобиль», - поясняет мотивы приобретения Анна Ражева. Сергей Кузьменко «Хонду» покупает для жены. «В связи со спецификой работы она много передвигается по городу. Ездить в общественном транспорте проблематично, поэтому нам нужна вторая машина», - объясняет он.
Анна Ражева тоже не хочет, чтобы её новенький Nissan Note долго оставался единственной машиной в семье. Не исключено, что свою лепту в автомобильный бум она с мужем внесёт уже в этом году. , ,,
Но нередко замена стального коня вызвана банальным нежеланием водителя ездить на подержанном авто. Например, менеджер по продажам Ростислав Карпенко уже продал свою старую машину и собирается купить новый Dacia Logan. Тем не менее о замене ещё не купленной машины он думает уже сейчас. «Планирую использовать её лет пять, а там посмотрим», - рассказывает он.
У автомобильного бума есть и более специфические причины. Одной из них Олег Омельницкий считает парламентские выборы и избирательную кампанию перед ними. «Дополнительные вливания денег на выборы отчасти вылились на рынок автомобилей», - говорит эксперт. Ещё одной важной причиной он считает перетекание средств с рынка недвижимости на авторынок.
Прощание с «Жигулями»
Украинский рынок автомобилей можно разделить на две части: иностранные бренды и марки стран СНГ. И если общий рост рынка в 2007 г. составил 40%, то рынок иностранных марок, куда входят в том числе и ряд автомобилей, собираемых в Украине, вырос на 66%.
Тем не менее по абсолютному числу проданных авто лидером в Украине по-прежнему остаётся российский «АвтоВАЗ». Но участники рынка предсказывают, что в ближайшие несколько лет он всё-таки потеряет свои позиции. «Действительно, «АвтоВАЗ» - лидер продаж по стране, однако в Киеве ситуация меняется. Например, по итогам декабря на первое место в столице вышли автомобили Chevrolet», - говорит Андрей Нестеренко. По его словам, в целом для рынка характерна тенденция замещения автомобилей производства
Очереди выстраиваются даже за дорогими машинами. Руслан Олефир из компании V1POS объясняет: автопроизводители не всегда успевают за растущими аппетитами украинцев
Продажи дорогих автомобилей премиум-класса тоже росли, хотя и не так быстро, как в предыдущий год. «Это связано с насыщением украинского рынка такими автомобилями», - объясняет Руслан Олефир из компании VIPOS. Тем не менее, подчёркивает он, динамика роста рынка в Украине всё равно выше, чем в среднем по Европе и миру.
Перегоним Америку
Эксперты уверены, что в 2008 г. автомобильный бум продолжится. «Мы ожидаем продажи на уровне 700 тыс. автомобилей», - прогнозирует Руслан Омельницкий. По его мнению, велика вероятность того, что после 2010 г. национальный рынок будет расти на миллион автомобилей ежегодно. В своих прогнозах эксперт исходит из численности населения страны и низкого процента автомобилизации украинцев. Население Украины - около 47 млн. человек, тогда как автомобильный парк - порядка 6,5 млн. легковых авто. Таким образом, на 1000 человек приходится 130 легковых автомобилей. «Это достаточно низкий процент для развитых стран, в которых этот показатель достигает 500 и более», - говорит Омельницкий. Он уверен, что Украина пойдёт по пути, который проходили другие страны. До 2010 г. аналитики Auto-Consulting ожидают достижения Украиной показателя в 200 автомобилей на 1000 жителей.
Огромный потенциал для роста есть и на вторичном рынке. Ждут своей очереди к обновлению более 4 млн. автомобилей, которые при разумных стимулирующих программах владельцам будет интересно обменять на новые авто. Некоторые европейские компании уже заявляют о том, что намерены развивать этот сегмент.
Тем более что, по прогнозам участников рынка, через 3-4 года бум продаж новых автомобилей спадёт, тогда как рынок б /у автомобилей значительно вырастет. Одной из причин этого может стать вступление Украины в ВТО. Ведь когда в странах Восточной Европы ввели одинаковые условия ввоза для новых и подержанных машин, рост продаж новых автомобилей стабилизировался.
Кстати, именно Восточная Европа вместе с Азией сейчас обеспечивают рост мирового автомобильного рынка. Но в мировом масштабе продажи автомобилей вскоре могут снизиться из-за финансового кризиса, считают аналитики авторитетного рейтингового агентства Standard & Poor's. Эпицентром спада станет Северная Америка: в 2008 г. продажи автомобилей в США могут достигнуть самого низкого уровня за последние 10 лет в связи с нестабильной экономической ситуацией в стране.
Между тем отраслевая специализированная служба Polk, расположенная в немецком Эссене, прогнозирует, что мировой автомобильный парк к 2010 г. может увеличиться до одного миллиарда автомобилей (сегодня -942 млн.). Наибольший рост ожидается опять-таки в Азии и Восточной Европе. Аналитики даже опасаются, что такой рост автопарка неминуемо приведёт к энергетическому кризису, ведь потребление нефти и других энергоносителей растёт из года в год.