Яхты, катера, моторные лодки и даже скутеры теперь можно приобрести в кредит. «Деньги» выяснили, как и где можно оформить такой заем. А также насколько дорого обойдутся средства, необходимые для покупки водоплавающего транспорта.
Частный предприниматель Максим Гладышко давно мечтает о собственном катере. «У меня дача возле Днепра. Иногда смотрю на счастливчиков со своими катерами — плавают на остров посреди реки, шашлыки жарят, — красота!» — вздыхает он.
Недавно предприниматель присмотрел себе новый прогулочный катерок стоимостью $40 тыс. «Я
подумал, а почему бы и нет? С ним и бизнес можно наладить — перевозить дачников на остров и т забирать, и самому плавать в свое удовольствие», — делится своими планами Максим. Единственная проблема — всей суммы денег у любителя водных прогулок на руках нет, так как все вложено в основной бизнес. «Теперь думаю, что делать. Кредит под залог бизнеса или квартиры брать не хочется. Ищу специальные программы кредитования катеров», — рассказывает Максим.
Корреспонденты «Денег» заинтересовались вопросом покупки водного транспорта в кредит и принялись изучать условия, которые предлагают банки.
Предлагают немногие
Специальные программы кредитования для тех, кто хочет приобрести катер, яхту или другое водоплавающее устройство, нам удалось обнаружить лишь у трех банков (Укрпромбанка, «Хрещатика» и Индексбанка). Кто найдет больше — пишите на наш сайт, скажем спасибо!
Каких-либо общих стандартов при кредитовании покупки водоплавающих средств мы не обнаружили. В среднем такой кредит обойдется от 12,9% до 14% в долларах на срок от трех до пяти лет с начальным взносом 20-50%. Таким образом, при средней стоимости катера около $60 тыс. взять в долг у банка более $45 тыс. вряд ли удастся.
Если Максим решится взять кредит на покупку своей мечты, его ежемесячный платеж составит около $1000 — при стоимости катера $40 тыс., 30% собственного взноса, 14% кредитной ставки в долларах и трехлетнем сроке кредита, то есть при средних для рынка условиях. Прямо скажем, дороговато.
В первую очередь условия кредитования отличаются тем, что разные банки соглашаются кредитовать разные виды водного транспорта. К примеру, банк «Хрещатик» выдает кредиты на покупку яхт, катеров и маломерных суден как иностранного, так и отечественного производства, в том числе байдарок и надувных лодок. Правда, условия кредитования во втором случае будут более жесткими — больше сумма собственного взноса и короче срок кредитования. А вот максимальная сумма кредита в обоих случаях одинакова — $50 тыс. Купить за эти деньги мало-мальски приличную яхту вряд ли удастся, а вот приобрести катер или моторную лодку — вполне реально.
Предложение одесского Индексбанка интересно тем, что банк готов профинансировать покупку не только нового, но и бывшего в употреблении водного транспорта. Главное, чтобы он был иностранного производства, а его возраст не превышал четырех лет. Кроме того, к «водному транспорту» специалисты банка, кроме яхт и катеров, относят также гидроциклы. То есть при желании в Индексбанке можно получить кредит и на обычный водный скутер.
Страхование водного транспорта предлагают почти все крупные страховщики. Как и в автостраховании, здесь существуют два вида страховок: страхование самого транспортного средства (КАСКО) и страхование гражданской ответственности владельцев водного транспорта. Полное КАСКО для плавсредства должно включать защиту от повреждения или гибели судна в результате отказа агрегатов, систем, узлов—в связи с конструктивно-производственными изъянами или некачественным ремонтом, сложными метеорологическими условиями, столкновением судов, а также от повреждения судна при швартовке, от пропажи без вести или военных рисков. Страховые тарифы для водного транспорта ниже, чем для наземного. Полное КАСКО для яхты или катера можно купить за 0,5-3% стои¬мости плавсредства в год. А вот полис гражданской ответственности для владельцев водного транспорта обойдется дороже — от 2% до 5% стоимости катера или яхты.
На бывшие в эксплуатации водные транспортные средства условия практически те же, разве что сроки кредитования уменьшаются обратно пропорционально «возрасту» — от года до двух лет для скутеров и от года до трех лет для яхт и катеров.
К тому же для бывших в эксплуатации гидроциклов увеличивается сумма первоначального взноса — от 40% до 50%. Также Индекс-банк ограничивает максимальную сумму кредитования скромными $50 тыс. Самым щедрым оказался Укрпромбанк. Он компенсировал короткий перечень объектов кредитования — новые катера и моторные лодки — достаточно весомой максимальной суммой кредита в $150 тыс.
Банкиры обещают постепенно увеличивать сумму кредитования для покупки водного транспорта. «Сегодня сумма кредита ограничивается $50 тыс., но в будущем она может быть увеличена, если мы увидим потребность в этом у клиентов», — говорит директор Подольского филиала банка «Хрещатик» Юрий Петанов. И добавляет, что этот вид кредитования интересен и банкам, и заемщикам. «Ведь с ростом доходов населения (а такая тенденция сегодня, бесспорно, есть) растут и его потребности. Многие уже сейчас хотят иметь в своем распоряжении не только автомобиль, но и яхту или катер», — отмечает банкир.
В остальных банках для покупки водного транспорта есть возможность получить только нецелевой кредит под залог недвижимости или другого ликвидного имущества (в том числе автомобиля). Он вряд ли окажется дешевле, чем целевой кредит. Зато под залог недвижимости деньги можно занять на 15-20 лет, а не на 3-5, как при специализированном займе.
Дорого и сердито
Процедура получения кредита на покупку катера или яхты практически такая же, как и при получении автокредита. Вплоть до обязательной покупки полного КАСКО для водного транспорта и полиса гражданской ответственности для его «водителя».
А вот ставки по «водным» кредитам заметно выше, чем по автомобильным. Средняя кредитная ставка в гривнах составляет 17-18%, в долларах—13-14%,авевро — 12-12,5%. Для сравнения: средние ставки по автокредитам составляют 14-15% в гривнах, 12-13% — в долларах и 10-11% —в евро.
При этом банки снимают немалую комиссию за выдачу «водного» кредита — около 2%. А Индекс-банк практикует ежемесячную комиссию — 0,1% суммы фактической задолженности. Правда, при этом но не берет комиссионные в момент выдачи кредита.
Есть ли альтернатива банковскому кредиту при покупке яхты или катера? Уже есть — у крупных дилеров. Заявленные дилерами ставки намного ниже, чем по банковским кредитам. К примеру, долларовый кредит они предлагают под 9-10% годовых. Но выяснить до покупки, кто в данном случае выступает кредитором, — почти нереально. Продавцы яхт скромно сообщали: «Банк-партнер». Вот так, без названия. В любом случае, выбрав новое плавсредство, стоит поинтересоваться у дилера, нет ли у них совместных программ кредитования с каким-нибудь, желательно конкретным , банком. Возможно, действительно, удастся получить недорогой кредит.
Условия кредитования водного транспорта в украинских банках
Название банка
Замечания к транспорту
Кредитная ставка
Комиссия банка
Срок креди-тования
Собствен-ный взнос
Макси-мальная сумма
Укрпромбанк
Новый
18,3% в грн., 13,7% в долл., 12,7% разово в евро
2% однора-зово
3 года
25 %
$150 тыс.
«Хрещатик»
Новый, отечествен-ного производ-ства
18% в грн., 14% в долл.
2% в грн., 2,5% в долл. (одноразово)
3 года
30%
$50 тыс
Новый, иностран-ного производ-ства
5 лет
20%
Индекс-банк
Новый
3% в грн., 12,9% в долл., 11,9% в евро
0,1% суммы задолжен-ности ежемесячно
5 лет
50%
$50 тыс
Б/у (до четырех лет)
3 года
Условия нецелевого кредитования под залог недвижимости
Название банка
Кредитная ставка
Комиссия банка
Срок кредитования
Максимальная сумма кредита
Приватбанк
16,56% в грн.,
12,48% в долл.,
12,48% в евро
2% одноразово,
0,96% ежегодно
за резервирование
До 20 лет
До 70% стоимости залога
УкрСиббанк
17%вгрн., 14% в долл., 13,4% в евро, 10,99% в шв.фр.
1,5% одноразово
До 15 лет
До 75% стоимости залога
Райффайзен Банк Аваль
15,75% в грн., 13,25% в долл., 13,25% в евро
2% одноразово
До 10 лет
До 70% стоимости залога
Укрсоцбанк
16% в грн., 14% в долл., 13,5% в евро
0,99% одноразово
До 20 лет
До 80% стоимости залога
Укрэксимбанк
18,5% в грн., 14,25% в долл., 12% в евро, 10,99%в шв.фр.