В парламенте переживают, что Нацбанк не может быстро принимать решения в отношении банкиров с испорченной репутацией, поэтому предлагают создать реестр недобросовестных банкиров. В него войдут тысячи лиц.
Испорченный список
Национальному банку предложили создать реестр лиц с испорченной деловой репутацией. Об этом говорится в законопроекте № 4993 депутата от БПП.
Согласно законопроекту, предполагается, что НБУ будет вносить в реестр сведения о лицах, которые являются или являлись
собственниками существенного участия в банке, руководителями банка (кандидатами в руководители банка), если их деловая репутация не соответствует требованиям безупречности.
Также в него должна вноситься информация, если такие лица грубо нарушали законодательство или нормативные правовые акты НБУ, или их деятельность привела к нанесению ущерба финансовому положению банковского учреждения.
Последний раз критерии небезупречности репутации банкиров существенно расширялись 6 июня 2015 года, когда вступило в силу постановление № 357. Она считается испорченной у топ-менеджеров банков, которые не менее шести месяцев занимали должности в органах управления банка в период года до момента, когда банк был признан неплатежеспособным. В этом случае руководителей «отлучают» от рынка на три или же десять лет, если банк обанкротился из-за отмывания грязных денег.
За последние два с половиной года в Украине обанкротилось уже 80 банков. Поэтому репутация считается испорченной у нескольких тысяч человек.
Депутаты боятся за быстроту
В парламенте переживают, что без реестра Нацбанк не способен принимать быстрые решения. «Отсутствие систематизированных сведений о лицах, которые потеряли безупречную деловую репутацию, не дает возможности служащим Национального банка оперативно принимать решения по кадровым вопросам в банковской системе», – объясняет автор законопроекта Павел Ризаненко («Блок Петра Порошенко»).
Например, от момента, когда экс-глава обанкротившегося Банка Михайловского Игорь Дорошенко с испорченной деловой репутацией стал главным исполнительным директором холдинга PT Platinum Public Ltd. (владеет 100% акций Платинум Банка) – 20 мая, до момента его ухода, 3 июня, прошло всего две недели. А, например, экс-глава обанкротившегося банка «Надра» Дмитрий Зинков еще 28 апреля возглавил набсовет Платинум Банка, но покинул должность спустя более чем два месяца – с 30 июня, и только после того, как НБУ публично высказал сомнение в легитимности такого поведения. Почему Дмитрий Зинков после этого занял должность, которую освободил Игорь Дорошенко, до сих пор неизвестно.
В Нацбанке не смогли прокомментировать свое отношение к необходимости формировать реестр лиц с небезупречной деловой репутацией.
Длинные списки
Если законопроект будет принят, и Нацбанк будет обязан вести такой реестр, то в него в дальнейшем попадут не только банкиры. «Согласно реформе рынка, Нацбанк станет регулятором не только для банков, но также и для кредитных союзов, бюро кредитных историй, ломбардов», – напоминает генеральный директор Украинского кредитно-банковского союза Галина Олифер.
Но парламент может пойти дальше и признавать испорченной репутацию не только банкиров, но и их недобросовестных клиентов. «Если с клиентом, который не вернул долг, не будут происходить разные события, то возвращать кредиты будут только трусы, – говорит председатель правления банка «Форвард» Андрей Киселев. – Доступ к информации из такого реестра должны иметь третьи лица».