Шевченко возглавил Нацбанк: чего от него теперь ждать
22.07.20
Президент Владимир Зеленский определился с новым главой Национального банка. Его избранника – Кирилла Шевченко, руководителя Укргазбанка – поддержало конституционное большинство парламента. И хотя Шевченко пообещал сохранить макрофинансовую стабильность, он будет смещать акценты в работе НБУ с сохранения низкой инфляции на активизацию кредитования и экономического роста. В этом эксперты видят скрытые угрозы денежной эмиссии и роста банковских NPL.
«Я поддерживаю политику НБУ, направленную на обеспечение макроэкономической, макрофинансовой стабильности банковской системы», – заявил кандидат на пост главы НБУ Кирилл Шевченко с парламентской трибуны. Этого обещания оказалось недостаточно для фракций «Европейской солидарности» и «Голоса», которые не дали ни одного голоса в его поддержку. Однако все другие фракции и депутатские группы голосами 332 народных депутатов сделали Шевченко одиннадцатым главой Нацбанка.
С момента внесения президентского предложения назначить новым главой НБУ действующего председателя правления Укргазбанка до результативного голосования в сессионном зале парламента прошло едва полсуток. Но за это время Шевченко сумел склонить на свою сторону конституционное большинство депутатов.
Он одобрительно оценил достижения НБУ во времена бывших руководителей Валерии Гонтаревой и Якова Смолия, но при этом пообещал изменить как политику Нацбанка, так и его топ-менеджмент.
«За последние шесть лет Национальный банк прошел путь институционального развития. При поддержке наших международных партнеров был построен независимый центробанк, который обеспечивает макроэкономическую стабильность банковской системы и экономики», – заявил Шевченко перед назначением. Он констатировал, что «инструмент инфляционного таргетирования продемонстрировал свою эффективность». «Однако в нынешних условиях этот инструмент должен соответствовать не только макрофинансовой стабильности, но и созданию условий дальнейшего экономического роста страны», – отметил он.
Текущая политика НБУ по инфляционному таргетированию предполагает гибкий валютный курс гривны и монетарную политику, направленную на достижение ежегодной инфляционной цели на уровне 5% плюс-минус 1 п.п.
Вторая задача, которую Шевченко поставил себе, – уменьшение уровня проблемных кредитов (NPL) в банках. «Надо усилить работу с долей проблемных кредитов в банковской системе, которая составляет сейчас 48%. Из-за ковида есть определенный рост этого процента, но я остаюсь оптимистом», – заявил он.
Среди других обещаний, которые он дал депутатам, в том числе во время заседания финансового комитета Рады, есть заверения, что он «не допустит неконтролируемой инфляции или эмиссии» и «продолжит сотрудничество с МВФ и другими международными финансовыми организациями». Шевченко убеждал депутатов, что Зеленский поручил ему «сохранить независимость НБУ».
При этом новый глава Нацбанка предупредил, что «будет формировать собственную команду». Это означает увольнение не только заместителя Олега Чурия, срок полномочий которого истек 10 июля, но и других топ-менеджеров: Екатерины Рожковой, Дмитрия Сологуба, Сергея Холода и Романа Борисенко.
Депутаты преимущественно требовали от Шевченко дешевых кредитов и ревизии деятельности НБУ. Сопредседатель депутатской группы «За будущее» Виктор Бондарь призвал к упрощению предоставления кредитов бизнесу и поддержке Нацбанком промышленности «с чрезвычайно дешевыми и длинными кредитами».
Руководитель фракции «Батькивщина» Юлия Тимошенко получила от Шевченко заверения, что НБУ больше не будет «служить спекулятивным внешним хозяевам» и сделает европейскую стоимость кредитов; что «в ФГВФЛ завершится коррупция, когда за 1% своим людям продается все конфискованное у среднего класса»; что он «избавится от людей, которые шесть лет уничтожали Нацбанк»; «закроет финансовую пирамиду депозитных сертификатов и направит деньги в экономику»; «будет способствовать временной следственной комиссии, которую надо создать в Верховной Раде, по расследованию преступлений и коррупции за последние шесть лет в НБУ». «На все вопросы мы получили положительный ответ», – отметила она.
В противовес ей Алексей Гончаренко из «Европейской солидарности» предложил Шевченко стать «на 0% человеком Зеленского»: «Вы должны быть независимым. Первое, что сделайте, – заблокируйте в своем телефоне номер Зеленского, потому что вам будут звонить и просить печатать деньги».
Эти «мифы» пытался развеять председатель комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев («Слуга народа»), который пожелал монетарной и инфляционной стабильности, продолжения уменьшения учетной ставки, стабильности банковской системы, дешевого кредитования. «Вопросы, на которые Шевченко дал однозначный ответ, хочу развеять мифы, – это: инфляции не будет, неконтролируемой эмиссии не будет, независимость НБУ будет сохранена и приумножена», – сказал он.
При увольнении Якова Смолия депутаты упрекали его низкими результатами правительственной программы «5-7-9%», но вчера о ней в сессионном зале не вспоминали. Как не вспоминали и о неоправданном, по их мнению, укреплении гривны в 2019-м и недостаточной ее девальвации в 2020-м. Не напоминали о низкой инфляции (в июне годовая инфляция составила 2,4%), которая не позволяет Минфину выполнять бюджет.
Чем известен Шевченко
Кирилл Шевченко работает в банковской сфере с 1994 года. Карьерный путь начал в украинском кредитном банке (сейчас А-Банк) и банке «Аваль», а дольше всего в тот период проработал в банке «Финансы и Кредит» – 11 лет. В 2006-2009 годах он возглавлял Государственное ипотечное учреждение, после увольнения из которого несколько месяцев проработал советником премьер-министра Юлии Тимошенко.
Летом 2009 года состоялась национализация Укргазбанка, в котором Шевченко стал первым заместителем председателя правления. Но проработал меньше года и уволился в апреле 2010-го.
В 2010 году он возглавил правление Терра Банка, совладельцем которого был, а в 2011-м вошел в его наблюдательный совет. В связи с продажей в 2012-м этого банка Руслан Цыплаков (во время банкопада 2014 года НБУ признал банк неплатежеспособным) Шевченко покидает банковский бизнес. И вернулся к нему только осенью 2014 года – снова стал первым заместителем главы Укргазбанка.
В апреле 2015 года Шевченко победил на конкурсе на должность председателя правления Укргазбанка, а через пять лет наблюдательный совет подписал с ним контракт еще на пятилетку.
Шевченко был миноритарным акционером Укргазбанка и заработал в прошлом году только зарплаты в Укргазбанке на 14,6 млн грн. Эти более чем 1,2 млн грн в месяц на порядок превышают заработную плату главы Национального банка, которая до введения коронавирусных ограничений (временный лимит – 47 тыс. грн в месяц) составляла в 2019 году в среднем всего 177 тыс. грн в месяц.
Семья Кирилла Шевченко владеет жилой недвижимостью в Киеве и земельными участками в Киевской области и Крыму, а денежные средства хранит не в наличных, а на банковских счетах. Львиная доля сбережений была в евро, на втором месте – гривневые депозиты. Долларов у нового главы НБУ не было.
Путь Укргазбанка
Под руководством Шевченко Укргазбанк в 2016 году выбрал стратегию ЭКО-банка и сделал ставку на финансирование проектов по использованию возобновляемых источников энергии. В этом банке помогала Международная финансовая корпорация (IFC), которая уже несколько лет ведет переговоры с правительством о вхождении в капитал банка. Закрытие сделки постоянно откладывалось – в последний раз в этом году.
IFC может получить до 20% акций путем конвертации в капитал Укргазбанка нового кредита на 30 млн евро. Шевченко не успел реализовать это соглашение, по которому банк, в котором доля государства составляет 95%, получил бы нового институционального инвестора. Собеседники в Минфине и Укргазбанка ранее утверждали, что задержка происходит из-за IFC, а не Украины.
Временно и.о. главы правления Укргазбанка вчера стал Андрей Кравец. Ожидается проведение конкурса на нового главу банка.
«Вопрос избрания преемника будет обсуждаться в последующие дни. По закону требования о публичном конкурсе на Укргазбанк не распространяются, но наблюдательный совет и международные партнеры хотят сделать процесс максимально прозрачным и одновременно сохранить здоровую динамику в банке», – пояснил заместитель председателя наблюдательного совета Укргазбанка Артем Шевалев.
Риски и возможности
Финансовый рынок не знает, чего именно ждать от нового руководителя, но уверен, что изменения обязательно будут. «С одной стороны, из уст Кирилла Шевченко звучат правильные слова о макрофинансовой стабильности. С другой – президент зачем-то поменял Смолия на Шевченко. Не думаю, что только из-за фамилии. Пожалуй, звучали какие-то обещания по изменению монетарной и курсовой политики, а также относительно новой кадровой политики», – рассуждает основатель и президент ИГ «Универ» Тарас Козак.
Накануне этого назначения президент Владимир Зеленский заверил МВФ, что главой НБУ на ближайшие семь лет станет «независимый технократ, который будет продолжать независимый курс Нацбанка». В МВФ подчеркнули важность того, чтобы «независимость и профессионализм Нацбанка были ограждены и под руководством нового главы». В профессионализме Шевченко его коллеги не сомневаются.
В то же время первая реакция игроков валютного рынка была отрицательной: котировки на межбанке подскочили с 27,15-27,17 грн/$ до 27,32-27,34 грн/$. Это неудивительно, учитывая, что в одном из интервью господин Шевченко критиковал рекордную ревальвацию гривны, а одной из причин своего увольнения Смолий назвал нежелание искусственно девальвировать гривну до заложенного в бюджете уровня 29,5 грн/$.
В первую очередь изменения ожидаются в политике НБУ и его операциях на рынке ценных бумаг, поскольку именно это направление курирует Олег Чурий, которого вскоре заменит новый глава НБУ. «Новый глава НБУ сможет подать кандидатуру заместителя, который курирует сферу рыночных операций, в частности валютных интервенций. Не исключено, что Нацбанк будет более активно выкупать валюту на рынке, не допуская укрепления курса гривны, подобного тому, которое мы видели в прошлом», – говорит финансовый аналитик группы ICU Михаил Демкив.
В 2019 году НБУ выкупил с рынка $7,9 млрд, но курс все равно укрепился – на 4 грн, до 23,68 грн/$. С начала 2020 года НБУ выкупил «всего» $1 млрд, а гривна потеряла почти все достижения – доллар подорожал до 27,27 грн.
Другие члены правления обещали работать как минимум до момента назначения нового главы НБУ. И хотя сроки их полномочий еще не скоро завершатся, источники в НБУ говорили о возможном увольнении всех заместителей в случае возникновения конфликта с новым главой НБУ. Господин Шевченко уже анонсировал формирование новой команды. «Если и когда Шевченко изменит большую часть состава правления, тогда можно будет предметно говорить о новой политике. В ближайшие недели резких изменений я не ожидаю», – отмечает Тарас Козак.
Другой страх рынка – возвращение НБУ к практике выкупа ОВГЗ у банков. Совет НБУ еще в апреле 2020-го отменил запрет Нацбанка выкупать ОВГЗ на вторичном рынке, что должно было привести к количественному смягчению по-украински. И именно в этом эксперты видели возможность эмиссии НБУ в 100 млрд грн для помощи правительству с финансированием 300-миллиардного дефицита кризисного бюджета.
Этот сценарий остается актуальным, поскольку Шевченко публично выступил не против эмиссии, которая в той или иной форме происходит всегда, а против «неконтролируемой» эмиссии.
«Мы хотели бы увидеть от нового главы взвешенную монетарную политику, когда Национальный банк не станет идти на потерю макростабильности, чтобы выполнить прихоти депутатов или правительства. И не важно, речь пойдет о кредитах госбанков для избранных предприятий, или о многомиллиардной эмиссии гривны для финансирования дефицита государственного бюджета, или о фиксации курса гривны на определенном уровне без учета рыночного равновесия», – отмечает заместитель директора Центра экономической стратегии Мария Репко.
От нового руководителя НБУ в условиях рецессии экономики также ожидают ослабления регуляторных ограничений корпоративного кредитования, которое в прошлом году находилось в стагнации. «Назначение Кирилла Шевченко выглядит логичным, учитывая желание президента ускорить темпы кредитования в Украине. Под его руководством Укргазбанк более чем удвоил объем кредитного портфеля на фоне более чем скромных результатов банковской системы в целом. Очевидно, что нас ждет более мягкая монетарная политика и ослабление требований к кредитованию», – прогнозирует Михаил Демкив.
Мария Репко считает ослабление требований к качеству банковских заемщиков «очень и очень зыбким грунтом для устойчивости роста рынка». «Хотя, в принципе, можно допустить, что некоторые отдельные требования к расчету рисков будут пересмотрены», – отмечает эксперт.
Банкиры действительно уже давно просят НБУ пересмотреть постановление № 351, по которому кредитные риски заемщиков «давят» на капитал банков. Михаил Демкив прогнозирует, что Нацбанк при новом руководстве может смягчить требования к кредитованию в части финансовых показателей заемщиков, ведь значительная часть бизнеса все еще остается в «тени», которую не покажешь кредитным работникам банка.
«Это даст дополнительный прирост кредитования, но вряд ли будет соответствовать ожиданиям. В Украине просто нет достаточного спроса на кредиты от платежеспособных заемщиков, которые не могут получить кредит только из-за регуляций НБУ. В таком случае возник бы теневой банкинг – попытки кредитовать заемщиков в обход действующих правил регулирования, например, через другие инструменты, чтобы на этом заработать. Но такое явление практически отсутствует», – отмечает эксперт.
Главный риск заключается в создании нового навеса проблемных кредитов из-за чрезмерного ослабления правил их выдачи, предупреждает Мария Репко. «Кто бы ни стал главой НБУ сейчас, он будет делать то, что обещал президент, – продуктивную эмиссию и ослабление регуляций, то есть стимуляцию выдачи кредитов тем, кто не собирается их возвращать», – отметил экс-заместитель директора департамента финансовой стабильности НБУ Евгений Дубогрыз перед голосованием в парламенте кандидатуры Шевченко.
В своем выступлении в Раде господин Шевченко вспомнил, что высокий уровень NPL – в государственных банках, хотя непосредственно в Укргазбанке он был самым низким в госсекторе (всего 21%). «Кирилл Шевченко – это человек из системы государственных банков с многолетним опытом работы в ней, накопленным багажом связей и опыта. Среди других государственных банков Укргазбанк выгодно отличался меньшим процентом проблемных кредитов в портфеле и более высокой стадией готовности к привлечению инвесторов. Хотя в целом оставался частью этого очень проблемного сектора», – отметила Мария Репко.
Бывший заместитель председателя Совета НБУ Тимофей Милованов, который сейчас является президентом Киевской школы экономики, назвал назначение Шевченко «лучшим выбором из возможных». Но эксперты его Школы в последнем отчете более пессимистичны: неопределенность относительно политики нового главы НБУ существенно повышает вероятность кризисного сценария.
«Отмена уже почти завершенной сделки по размещению еврооблигаций, минимальный интерес к гривневым ОВГЗ, повышение доходностей внутренних и внешних государственных ценных бумаг – яркое тому подтверждение. Исправить ситуацию возможно путем назначения «технократического» главы НБУ, который продолжит политику на обеспечение ценовой и финансовой стабильности. Вопрос, насколько этим критериям будет соответствовать Кирилл Шевченко, остается открытым», – говорится в отчете. В случае если политика НБУ будет смещена в сторону более краткосрочных политических интересов, дальнейшие перспективы отечественной экономики будут ухудшаться, а созданный в последние годы «запас безопасности» – быстро таять.
Первым «испытанием» станет решение НБУ по учетной ставке, пересмотр которой запланирован на 23 июля. Она сейчас на самом низком в истории Украины уровне 6%, и эксперты ожидали дальнейшего сокращения до 5% до конца года. И поскольку решение по этому вопросу правление НБУ примет большинством голосов, то первый конфликт между новым главой НБУ и его заместителями, если их позиции по новому размеру учетной ставки не совпадут, проявится уже через неделю.
В среднесрочной перспективе эксперты надеются, что НБУ останется открытым к сотрудничеству с рынком и не потеряет приобретенную мощность большого аналитического и управленческого центра. «После кризиса важно восстановить интеграцию к мировым рынкам – через валютную либерализацию и интеграцию с ЕС. Но пока для Украины главное – сохранить макростабильность во время этого кризиса. Это означает не потерять шанс на присоединение к клубу более развитых стран Восточной Европы, где и уровень жизни, и финансовые возможности лучше, чем у проблемных стран», – уверена Мария Репко.