Отечественный автомобильный рынок в ноябре сумел проглотить 10,9 тыс. новых авто, что на 16,5% меньше, чем в октябре. Кстати, в октябре авторынок тоже похудел на 17% по сравнению с сентябрем.
Напомним: продажи авто в Украине стали активно падать как раз в ноябре 2008 г. и в итоге составили 38 тыс.авто, но это все равно в 3,5 раза больше, чем украинцы купили в прошлом месяце. Всего же в прошлом году наши соотечественники приобрели рекордные 623 тыс. автомобилей, что на 14,9% больше, чем в 2007 г. В этом году объем продаж на авторынке, в лучшем случае, составит 160
тыс.авто, что в 3,9 раза меньше, чем в 2008 г. Пока же, за 11 месяцев нынешнего года, было реализовано 149,9 тыс. новых авто, или в 3,8 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Основными причинами тотального снижения потребительского спроса на новые транспортные средства можно назвать девальвацию национальной валюты и почти полное сворачивание банкамикредитных программ. Падение гривни привело к тому, что импортные авто для украинцев существенно подорожали. А кредит на покупку нового авто дают сегодня не более 20 банков (да и под куда более жесткие, чем год назад, условия), тогда как в прошлом году таких кредитных финучреждений насчитывалось более 50.
Невиданное сокращение продаж и кредитной активности заставило продавцов авто разработать и внедрить свои кредитные программы."Кредиты все еще пользуются популярностью у населения, несмотря на уменьшение спроса и общее падение продаж автомобилей", - считает Валентин Гнатышин, директор финансовой компании "НИКО Капитал". Естественно, денежными донорами этих программ, как и в былые времена, в большинстве случаев выступают банки. А в автосалонах для желающих оформить покупку в кредит появилась новая должность - кредитный менеджер, который берет на себя всю бумажную волокиту. Некоторые автосалоны берут на себя ответственность перед банком за невозврат клиентом суммы, недоплаченной за взятый в рассрочку автомобиль. И в единичных случаях кредитором выступает аффилированный с автопроизводителем (которого представляет предлагающий автокредитную программу автосалон) банк. Но любая из перечисленных схем успешно конкурирует с банковскими, предлагая клиентам незначительное снижение (от среднерыночного уровня) процентной ставки и (или) еще ряд бонусов.
Большинство банков требуют авансовый платеж в размере 30-50% от стоимости авто, предоставляя займы со средней ставкой 25% годовых. В то время как некоторые автодилеры (требуя тот же аванс в 30-50%) кредитуют клиентов под 8-16% (правда, на год-два).
Некоторые автосалоны предлагают несколько кредитных программ. Есть специальные предложения, призванные стимулировать продажи конкретных моделей. У "АВТ Бавария" в столичном автосалоне кредитные программы поддерживают продажи полудесятка моделей. Для них, по сравнению с другими моделями марки, уменьшены и авансовый платеж, и процентная ставка. В "НИКО Капитал" стараются увеличить продажи одной модели, предлагая значительно лучшие условия, нежели на остальной модельный ряд. В "Субару Украина" до ноября кредитная программа распространялась только на одну модель.
Мы не предлагаем кредиты на покупку автомобилей и не планируем этого делать, по крайней мере, до конца первого полугодия 2010 г. Это обусловлено несколькими причинами. Прежде всего, ожидается активизация на рынке финансирования покупки автомобилей со стороны самих автодилеров. Такое финансирование может осуществляться как через специализированные финансовые компании, так и путем продаж автомобилей в рассрочку. Кроме того, все чаще автомобили покупают с использованием лизинговых программ. Учитывая данные реалии и перспективы, не вижу смысла банкам конкурировать на этом рынке.
Наш банк предоставляет кредиты на покупку автомобилей. Конечно, с учетом кризиса мы пересмотрели свои подходы к кредитованию, что отражается в более тщательном рассмотрении кредитных заявок и ужесточении требований к заемщикам. Потенциальный заемщик должен получать достаточный подтвержденный доход для обслуживания кредита с учетом прожиточного уровня семьи, затрат на обслуживание других кредитных обязательств и пр. Кроме того, минимальный размер собственного участия клиента по программе автокредитования составляет более 40% от стоимости автомобиля.
Следует также отметить, что в нынешних условиях клиенты более тщательно оценивают свою кредитоспособность, чем до кризиса. До кризиса до 60% продаж новых авто обеспечивалось именно за счет кредитов. Сейчас количество кредитующих банков невелико, поэтому наблюдается рост числа клиентов, ориентированных на рынок старых автомобилей.