Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
Два года закона о валюте: что сделано и чего ждать

Только представьте, два года назад, если бы вы захотели инвестировать, скажем, в акции Apple, вам нужно было бы получать лицензию. А максимальная сумма такой операции ограничивалась 50 тыс. евро в год.

Правило успеха
"В тот день когда ты поймешь, что не можешь стать лучше, твоя пластинка будет крутиться по наезженной колее" Дэвид Боуи
Финансы

 


Мошенничество

Примеры мошенничества с ценными бумагами
19.05.11

В развитых странах уголовная ответственность за манипуляции с ценными бумагами – обычное дело. Это у нас подобные «шалости» считались мелкими и невинными. В Америке за них дают 20 лет тюрьмы.

Громкие дела подобного рода случаются почти еженедельно. Одно из самых ярких – история с акциями Emulex. В сентябре 2000 года биржевому маклеру Марку Джейкобу было выдвинуто обвинение в манипуляции акциями компании Emulex – ведущего производителя адаптеров для систем хранения данных в компьютерных сетях. Согласно результатам расследования Комиссии по ценным бумагам и биржам
материалы в тему:
США, все началось с того, что на сайте информационного агентства Internet Wire появился пресс-релиз компании с крайне негативной для нее информацией. В документе говорилось, что Emulex пересмотрела в сторону понижения свои финансовые показатели за предыдущий квартал и что ее главный исполнительный директор ушел в отставку. Эта информация была быстро растиражирована многими агентствами финансовых новостей, включая Bloomberg и Dow Jones News Wire, после чего начался массовый сброс акций Emulex. Компания выступила с опровержением опубликованной информации, заявив, что “пресс-релиз” является фальшивкой. Однако до опровержения ее акции успели упасть на 62%.

Правоохранительные органы начали расследование по делу о фальшивом пресс-релизе. Проследив электронный след публикации в Интернете, эксперты ФБР вышли на персональный компьютер в калифорнийском колледже. Подозрения пали на студента колледжа Джейкоба, который до 18 августа работал в Internet Wire и был знаком с порядком размещения электронных документов этим агентством. Полиция выяснила, что в середине августа Джейкоб, занимавшийся трейдингом на фондовом рынке, инициировал операцию “короткой продажи” по акциям Emulex.

Взяв взаймы 3 тысячи акций этой компании, он продал их по цене от $72 до $92 в расчете на последующее снижение их котировок. Однако акции Emulex пошли вверх и 24 августа достигли уровня $113. Джейкобу грозили убытки в размере $97 тысяч. Тогда он решил искусственно обвалить акции Emulex. Когда акции упали после публикации “пресс-релиза”, он закрыл свою “короткую” позицию, т.е. приобрел 3 тысячи акций Emulex для возвращения их заимодавцу. Операция принесла Джейкобу около $50 тысяч. Кроме того, он купил еще 3,5 тысячи акций Emulex по цене $52 и продал их три дня спустя, когда акции восстановили основную часть потерь.

Уголовное дело против Марка Джейкоба продолжалось несколько лет и закончилось заключением договора обвиняемого с правосудием (типичная для США практика). По условиям соглашения, Джейкоб признал себя виновным по трем пунктам обвинения, а прокурор уменьшил срок его тюремного заключения с 25 лет до 46 месяцев. Кроме того, соглашение предусматривает выплату штрафа государству и компенсации пострадавшим от мошенничества, т.е. компенсации тем инвесторам, которые, напуганные фальшивым пресс-релизом, 25 августа продали акции Emulex по низкой цене. Максимально возможная величина штрафа составляет $220 млн., а максимально возможная величина компенсации – $110 млн. Примечательно, что на биржевой игре Джейкоб заработал не более $200 тыс.

«Дело Emulex», благодаря своей очевидности, стало почти хрестоматийным для американской юстиции. Но поучительным для коллег Джейкоба его не назовешь. За минувшие с тех пор 10 лет прошли сотни разбирательств по историям подобного рода. Две из них не сходят со страниц американской прессы в последние дни.

Это – дело основателя хедж-фонда Galleon Раджа Раджаратнама, которого сейчас судят за подкуп топ-менеджеров крупных корпораций и крупнейшее в истории США мошенничество, основанное на инсайде. И уже вынесен приговор бывшему топ-менеджеру банка UBS, россиянину Игорю Потеробе за передачу инсайдерской информации. За использование служебного положения в целях личной наживы (как сформулировал бы наш следователь) он получил 22 месяца тюрьмы и $25 тыс. штрафа. Это сравнительно мягкое наказание Потероба получил за довольно безобидное преступление: работая в банке UBS, он заранее знал о сделках клиентов – в основном фармацевтических компаний, – предупреждал об этом друга, тоже американского россиянина Алексея Коваля, и они зарабатывали на изменении курса акций. Казалось бы, никакого особого правонарушения в этом нет. Но Комиссия по ценным бумагам и биржам и суд Нью-Йорка решили иначе…

Мелкие шалости по-украински

У нас манипуляции на фондовом рынке никогда не были объектом уголовного преследования. Во всяком случае, до последнего времени. Специалисты объясняют это просто: настоящего цивилизованного фондового рынка в его классическом понимании в Украине просто нет. Десяток слабеньких бирж и два десятка кое-как торгуемых ценных бумаг, которые можно назвать «ценными» – вот и весь наш фондовый рынок.

По данным ГКЦБФР, в 2010 году на фондовых площадках было проведено чуть более 10% от общего объема сделок с ЦБ. Абсолютное большинство сделок проводится вне наших бирж. А для реальной котировки акций серьезные компании выводят их на мировой рынок.

Не удивительно, что, по словам участников рынка, даже сами эмитенты, чьи акции котируются на отечественных биржах, очень часто подолгу не интересуются их судьбой. В этих условиях манипуляции ради манипуляций просто теряют смысл.

Нечестные биржевые игры в Украине – это, как правило, либо элемент рейдерской атаки, либо попытка сорвать чью-то сделку, либо «кустарные» попытки нескольких сотрудников инвесткомпании заработать чуть-чуть «левака».

Последняя схема – самая распространенная и самая… тупая. В игре участвуют два брокера: один продает акции, другой – покупает. Они заключают друг с другом сделки, постепенно сдвигая котировки в нужную сторону. Как поясняют знающие технологию люди, кукловодом подобных игр обычно выступает биржа. Она имеет с квази-сделок комиссию, а брокеры – типа как прибыль. Остановить карусель достаточно просто: нужно лишь, чтобы в игру вмешался кто-то посторонний. Чаще всего вмешивается сам эмитент, который, затратив кое-какие деньги, заставляет мошенников втягиваться в реальные операции. А это им не выгодно.

Что же касается самой болезненной для Запада темы – инсайдера, то у нас секретная информация мало, кого интересует. Все по той же стандартной причине: рынок не развит, собственного спекулятивного капитала не хватает. А тот, что приходит извне, сосредотачивается на валютном рынке или рынке ОВГЗ. В зависимости от того, где сильнее пахнет «жареным».

Самая громкая история распространения ложной информации касается «Укрнафты». Некоторое время назад кто-то распустил в СМИ слухи о готовящемся собрании акционеров компании, на котором якобы собирались принять решение о выплате дивидендов. Некоторые доверчивые инвесткомпании купились и смели с «прилавков» одной из многочисленных отечественных бирж акции нефтедобытчика. Потом оказалось, что информация о дивидендах – ложная. Акции упали в цене. Наивные понесли убытки.

Вот, собственно, и все. Возможно, история не вышла бы за пределы профессионального обсуждения, если бы не ГКЦБФР, решившая на корню пресечь подобные шалости. К чести Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, ее нынешнее руководство прилагает намного больше усилий, чем предыдущее, для установления честных правил игры и развития нормальной цивилизованной биржевой торговли. Но даже при немалых усилиях ГКЦБФР наказать виновных в истории с акциями «Укрнафты» не удалось.

Эта и подобное ей истории, видимо, и натолкнули ГКЦБФР на правильную мысль инициировать законопроекты, устанавливающие более серьезную ответственности за манипуляции с фондовыми бумагами и использование бирж в качестве отмывочного бачка.
Перечисленными в начале статьи законопроектами предлагается четко определить статус инсайдерской информации, усилить ответственность за ее незаконное использование и предоставить широкие полномочия ГКЦБФР по предотвращению подобных нарушений. Второй устанавливает уголовную ответственность за манипуляции на фондовом рынке. Причем не только за использование информации, но и за ее разглашение.

Вместо резюме

На фондовом рынке будущие законы оценили со сдержанным оптимизмом. Желание Госкомиссии навести порядок в торговле акциями деловые круги восприняли с пониманием. Однако юристы, с которыми мы общались, не уверены, что законы «выстрелят» прямо сейчас. Скорее, это задел на будущее, когда фондовый рынок Украины перестанет быть «лавочкой для своих». К тому же, по мнению юристов, реализовать нормы закона будет достаточно сложно, ибо для уголовного наказания нужно доказывать умысел. Защита же обвиняемых станет, естественно, настаивать на случайной утечке информации.

Кроме того, говорят финансисты, не решен пока ключевой вопрос: нет ответственности за сговор биржи с клиентом с целью отмывания денег. «Посмотрите декларации многих известных политиков, включая Ющенко и других, – говорит опытный представитель фондового рынка. – Вы найдете там очень интересную статью доходов – средства от продажи ценных бумаг. Каким образом чиновникам удается то, что не выходит у профессиональных брокеров: продавать весьма заурядные ценные бумаги на миллионы гривен? Ответ прост: это одна из форм коррупционного вознаграждения. Сегодня чиновник или его семья якобы покупают некоторое количество ценных бумаг. Через полгода по согласованию с биржей выставляют их на торги, и «неведомый покупатель» выкупает эти бумаги по цене в несколько раз выше. Разница и есть коррупционный доход конкретного чиновника».

Поймать коррупционеров на подобных играх сложнее, чем инсайдеров. Однако, говорят источники, близкие к ГКЦБФР, подобные схемы хорошо известны не только бизнесу, но и специалистам фондового регулятора. Борьба с ними – следующий этап «оцивилизовывания» рынка. Но окончательная победа будет возможна лишь тогда, когда биржи перестанут быть слабыми и «карманными». А для этого рынок нужно развивать в целом.


Галина Акимова: Версии.com

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финансовые технологии
Экономика
Нормативно-законодательная база
Финансы
Депозиты
Кадровые перестановки
Обзор рынка
Банки
Рейтинг банков
События
Кредитные брокеры
Мошенничество
Потребительское кредитование
Акулы бизнеса
Финансовые пирамиды
Интересное в мире
Платежные системы
Пластиковые карты
Денежный перевод
Кредитные союзы

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.