По состоянию на 1 мая, по данным Нацбанка, кредитный портфель финучреждений по юридическим лицам вырос всего на 1,7% до 591 млрд гривен. Это, конечно, лучше, чем падение объемов кредитов в секторе физлиц, однако далеко от прогнозов, сделанных в конце 2011 года. Тогда, напомним, банкиры рассчитывали хотя бы на 5-7% рост в корпоративном сегменте.
При этом даже нынешний более чем скромный рост корпоративного кредитного портфеля банков до конца года может смениться падением. По словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, в апреле банки вложили больше средств в госбумаги, чем в новые кредиты, что красноречиво свидетельствует об истинной заинтересованности финучреждений в кредитовании. Помимо общих негативных экономических ожиданий (замедление роста ВВП, девальвация гривны) банкиров сдерживает и возобновившийся рост «токсичных» активов в системе. Отчасти, увеличению проблемных займов способствовали выданные недавно потреб- и наличные кредиты населению.
К тому же, если отдельно рассматривать корпоративный портфель украинских банков, то официальная доля проблемной задолженности в нем составляет 9,8% (57,5 млрд гривен). Это вдвое больше условного показателя стабильной ситуации на рынке. Впрочем, это может быть лишь верхушкой айсберга.
Процедура изъятия залогов приносит банкам лишь убытки, тем более затягивается на годы в судах. Сейчас, добавляет Юрий Чумак, банкиры, наученные горьким опытом, прописывают в договорах возможность взыскания залога через исполнительную надпись нотариуса, минуя суды. Но хлопот с кредитами, взятыми под залог, у банкиров не уменьшается.
Более того, добавляет она, расходы банков на контроль за залоговым обеспечением будут увеличиваться, когда в 2013 вступит в силу новое постановление НБУ от 25.01.2012 №23, согласно которому банки обязаны соблюдать жесткие требования по периодичности проверок залогового имущества (например, товаров в обороте — не реже 1 раза в квартал).
Банк не меньше клиента заинтересован в стабильной работе бизнеса заемщика, уверяют банкиры. Поэтому банки, как правило, заинтересованы в поисках выхода из сложных ситуаций, устраивающий обе стороны. Но это возможно только тогда, когда клиент активно сотрудничает с банком, стараясь решить возникшие проблемы, и не пытается «кинуть» банк.