В кризис расширился ассортимент финансовых схем и услуг. В частности, обмен депозитов на заложенное имущество и лизинг подержанных автомобилей.
Несмотря на то что данные схемы имеют временный характер и пользуются ограниченным спросом, они позволяют осуществлять финансовые операции без привлечения банковских кредитов.
зависит от внешних займов. Многим участникам рынка пришлось прекратить работу с новыми клиентами либо сократить ее до минимума. Продолжающие свою деятельность лизингодатели существенно изменили условия и формат работы. Все меньше компаний предоставляют в лизинг новые автомобили, а если и передают, то определенных марок. Многие стали специализироваться на передаче в лизинг б/у автомобилей и транспортных средств, находящихся в залоге. В частности, подержанные автомобили и оборудование предлагают "Евро Лизинг", "Ласка Лизинг", "Приват-Лизинг", "УниКредит Лизинг", VAB Лизинг, "Илта Лизинг". Заместитель генерального директора по правовым вопросам VAB Лизинг Станислав Мазаев отмечает, что авансовый платеж по реализуемым компанией транспортным средствам (возвращенным клиентами) составляет от 35%, а срок лизинга может достигать пяти лет. При этом клиенты (а доля обращений физлиц составляет уже более 50%), по его словам, чаще предпочитают срок до трех лет.
Производители и дилеры, желая увеличить объемы продаж, также изыскивают пути реализации новых машин на условиях лизинга. Концерн "Укравто" (марки ЗАЗ, ВАЗ, Lanos, Sens, Оpel, Chevrolet, Chery) передает в лизинг на 13 месяцев автомобили с 50-процентной предоплатой под 4,99% годовых в валюте. RCI Financial Services Ukraine предлагает приобрести автомобили марок Renault и Dacia под 5,9% годовых в валюте, "Порше Лизинг Украина" (Volkswagen и Audi) – под 14% годовых в валюте, "Евро Лизинг" (Skoda) – под 13,5% годовых в валюте с первоначальным взносом от 15%. Некоторые компании, стремясь минимизировать валютные риски, перешли на расчеты в гривнах. Например, в "ЛД-Лизинг", по данным начальника финансово-аналитического отдела компании Раисы Руденко, для покупки оборудования установлены ставки 5-7%, для техники – 12-15% (авансовый платеж составляет 40-50%).
В целом по рынку размер первоначального взноса колеблется на уровне 15-50% от стоимости объекта лизинга, а годовая процентная ставка (в гривне и в валюте) – от 5% до 18%.
В то же время в банках, по данным консалтинговой компании "Простобанк Консалтинг", средняя процентная ставка по автокредитам на конец мая составляла 27,99% в гривне и 21,3% в валюте. Таким образом, сегодня покупка автомобиля в лизинг стала доступнее.
Остается популярной услуга лизинга автомобилей с остаточной стоимостью. При финансовом лизинге остаточная стоимость является суммой последнего платежа за автомобиль, и погашается она в конце срока действия договора. Этот метод позволяет перенести часть платежа на конец срока лизинга и значительно уменьшить текущие ежемесячные платежи. Впрочем, суммарный платеж в таком случае будет выше, чем при обычном варианте погашения задолженности. Остаточная стоимость напрямую зависит от срока лизинга: чем он больше, тем меньше остаточная стоимость. Так, в "Порше Лизинг Украина" при сроке лизинга 12 месяцев доля остаточной стоимости составляет 50%, 24 месяца – 40%, 60 месяцев – 15%. По сути же, высокая остаточная стоимость выгодна в том случае, если клиент не планирует выкупать машину.
В последнее время многие лизинговые компании предоставляют услугу лизинга без оценки финансового состояния клиента. Но в этом случае компании устанавливают высокий размер первоначального взноса (например, в "АИС-Лизинг" он составляет 50% от стоимости объекта лизинга). Следует отметить, что риски лизинговых компаний отчасти компенсируются законодательной нормой, позволяющей уже по истечении 30 дней невыплаты задолженности отбирать объект лизинга. В целом же по рынку требования к новым клиентам стали жестче: в частности, размер ежемесячной зарплаты должен превышать платеж по лизингу минимум в два раза.
Но ряд банков – в первую очередь те, в которые введена временная администрация НБУ,– разрешил проводить процедуру взаимозачета на легальных основаниях. Одним из первых о такой схеме официально объявил банк "Надра", позже это сделали Укрпромбанк, банк "Киев" и другие финучреждения.
Обычно при взаимозачете стороны договариваются о дисконте, размер которого зависит от того, насколько срочно вкладчику нужны средства. По словам участников рынка, дисконты по депозитам в проблемных банках доходят до 50%. В свою очередь, владелец депозита может торговаться с заемщиком (продавцом) имущества. Это важный момент, так как зачастую имущество продают по балансовой, а не рыночной стоимости. Исключениями могут быть только случаи, когда имущество реализуется от имени банка по решению суда. Если сумма вклада меньше стоимости приобретаемых активов, клиенту необходимо доплатить банку разницу. Если же, наоборот, сумма депозита больше, то остаток не возвращается клиенту, а переоформляется в качестве нового депозитного вклада. Если вклад и кредит были оформлены в разных валютах, банки предлагают конвертировать вклад по коммерческому курсу на момент сделки. Сроки процедуры обмена, как правило, устанавливаются самим банком. В банке "Надра" утверждают, что если согласованы все нюансы и собраны необходимые документы, то банк производит обмен за один-два рабочих дня.
Как известно, 12 мая Национальный банк отменил мораторий на досрочное снятие депозитов, который действовал с октября прошлого года. Однако остаются в силе нормы закона "О банках и банковской деятельности", запрещающие в течение полугода забирать вклады из банков, в которые введена временная администрация. На данный момент (после принятия решения о ликвидации банка "Причерноморье") насчитывается 15 финучреждений, где работают представители НБУ: "Укргазбанк", "Надра", "Киев", "Днестр", "Арма", "БИГ Энергия", "Национальный кредит", Родовид Банк, Трансбанк, Захидинкомбанк, Одесса-банк, Банк регионального развития, Укрпромбанк, "Национальный стандарт" и "Европейский". Для этих финучреждений процедура взаимозачета будет оставаться актуальной, пока не будет восстановлена их платежеспособность и выведена временная администрация.