Рейтинг лояльности украинских банков к постоянным клиентам
26.03.08
Гостиницы, магазины и рестораны всерьез увлеклись программами лояльности для
постоянных клиентов. А вот финансовые учреждения пока больше «зациклены» на том,
как привлечь клиента, и забывают, что его нужно еще и удержать. «Деньги»
выяснили, какие бонусы банкиры припасли для постоянных клиентов и стоят ли
«пряники» того, чтобы ограничивать себя услугами одного банка.
Маркетолог Янина Кожель не считает себя банковским клиентом, хотя в
одном из банков у нее открыт депозит, в другом оформлена зарплатная карта, а в
третьем она недавно получила ипотечный
«Дело в том, что ни один из банков, услугами которого я пользуюсь, не
заинтересован в том, чтобы «заполучить» меня как постоянного
клиента»,—объясняет свою позицию Яна. Она бы с удовольствием оформила
ипотеку в том же банке, где был открыт депозит, если бы ей посулили снижение
кредитной ставки. Но максимум, на который она могла рассчитывать, по словам
кредитного менеджера, — более быстрое рассмотрение заявки. И то не факт. В
общем, Яна решила не «зацикливаться» на одном банке и обратилась туда,
где были более щадящие ставки.
Но больше всего Яну удивила реакция оператора call-центра, когда она,
получив зарплатную карту, попыталась выяснить, на какие бонусы от банка
теперь может рассчитывать. «Девушка на другом конце провода искренне
удивилась моему вопросу и ответила: «Можете пользоваться платежной
картой нашего банка». Мол, а что еще нужно?» — рассказывает Яна.
Корреспонденты «Денег» убедились в правдивости ее слов относительно
«клиентолюбивости» украинских банков. Мы обзвонили call-центры
двадцати крупнейших украинских банков, пытаясь выяснить, на какие
привилегии имеет право их постоянный клиент. В результате появился рейтинг
по лояльности к клиентам самых крупных украинских банков.
Несущим деньги
В ходе подготовки рейтинга лояльности выяснилось, что самые «вкусные
плюшки» получают клиенты, которые приносят в банки деньги. То есть
вкладчики. К примеру, пролонгировав срочный депозит в том же банке,
где изначально он и был открыт, можно повысить депозитную ставку на 0,2-1
процентный пункт. Здорово! Да, но есть нюансы.
Ольга Лихачева, менеджер турфирмы, обнаружив на сайте своего банка
информацию о том, что заканчивающийся депозит можно переоформить с бонусом
в 0,5%, с надеждой отправилась в отделение, в котором открывала вклад.
«Каково же было мое разочарование, — говорит девушка, — когда
выяснилось, что ставку поднимают к действующим условиям. Я ведь
открывала свой депозит год назад по акции под 15%. А сейчас эта же
программа предполагает всего 13,5% годовых. То есть с моим «клиентским бонусом»
в итоге будет всего 14%».
Увеличить ставку при открытии депозита можно также, если
компания-работодатель оформила в этом банке зарплатные карточки. В банках
«Надра», «ПУМБ», УкрСиббанке у таких вкладчиков ставка по депозитам выше на
0,5%.
Также владельцы депозитов часто получают возможность открыть кредитную
линию под залог депозита без справки о доходах, прохождения кредитного
комитета и без прочих малоприятных вещей. Размер кредитной линии в
данном случае напрямую зависит от суммы депозита. Самым лояльным в этом смысле
оказался Укргазбанк — его вкладчики могут занять у банка до 95% суммы депозита.
Среднее же значение по рынку среди тех, кто предоставляет такую услугу, —
70-80%.
Проси мало, уходи быстро
К сожалению, к постоянным заемщикам банки не столь щедры, как к
вкладчикам. Снижение кредитной ставки (на 0,3-0,5%) постоянным клиентам
предлагают только Укрсоцбанк и Укрпромбанк. Остальные банки решают этот
вопрос индивидуально с каждым клиентом, но чаще всего не в их пользу. Стоит все
же отметить, что незначительное снижение кредитной ставки не так уж заманчиво.
Особенно если учесть, что есть возможность найти на рынке кредит на 2-3%
годовых дешевле.
В большинстве же банков максимум, на который стоит рассчитывать при
оформлении второго кредита, — более быстрое рассмотрение заявки на кредитном
комитете. Просто за счет того, что часть документов (копия паспорта,
справка о налоговом номере) уже хранится в деле клиента. Все остальные условия —
как для прочих заемщиков.
Возможные скидки при назначении кредитной ставки «старому» заемщику
крайне невелики. И уж если есть резон обращаться повторно за кредитом в
один и тот же банк, то заключается он скорее в том, что так формируется
хорошая кредитная история. Если кредитный инспектор увидит ряд
аккуратно погашенных кредитов, есть шанс, что решение о выдаче нового
кредита будет проходить без бюрократических проволочек и на большие
суммы. Хотя, опять же, все зависит от политики банка. «Железных»
гарантий особого отношения у потенциального получателя N-ro кредита
нет.
Заработал — получи
Зато особые условия предусмотрены банками для тех клиентов, которые
получают зарплату на выпущенные ими карты. Например, можно получить скидку
по годовому обслуживанию VIP-карты. «Мне позвонили из отделения по работе с
VIP-клиентами и предложили оформить карту VISA Gold с кредитным лимитом до трех
моих окладов», — рассказывает сотрудник PR-агентства Андрей Бойчук. По
словам молодого человека, месячные обороты по его зарплатной карте не
превышают $1500 в месяц. «Но девушка из call-центра назвала меня солидным
клиентом и предложила открыть дополнительную кредитную карту за $80 в
год», — рассказывает Андрей (средняя стоимость такой карты на рынке — $100
в год. — Ред.).
Существенным плюсом является то, что уже не нужна справка о доходах —
учреждение само видит движение денег по счетам клиента, а значит, и его
платежеспособность. Более того, условный оклад, который и станет основой
для расчетов кредитного лимита, может и не соответствовать официальной
зарплате. Главным показателем для банка будет являться стабильное
поступление денег на карточку.
Конечно, при получении зарплатной карты банк нам выбирать, как правило,
не приходится. Однако от
степени его лояльности к нам как к клиентам зачастую зависит то, решимся
ли мы воспользоваться другими его услугами.
Чтобы оценить уровень лояльности банков, «Деньги» изучили их самые
популярные инструменты удержания клиентов. К ним относятся увеличение ставки при
пролонгации депозита, возможность открыть кредитную линию под залог депозита,
снижение кредитной ставки при оформлении второго и последующих
кредитов, бонусы для держателей зарплатных карт, привилегии в использовании
платежных карт банка, а также наличие ( общих программ лояльности для клиентов.
Количество и уровень вышеупомянутых бонусов и повлияли на итоговый
коэффициент, который представлен в таблице.
С самыми большими весомыми значениями в итоговый коэффициент вошли
бонусы по депозитным и кредитным продуктам — по 0,3 каждый. Возможность получить
скидки при использовании платежных карт банка вошла в итоговый коэффициент со
значением 0,1. Отдельно с коэффициентом 0,2 в конечный показатель были
включены привилегии для держателей зарплатных карт.
Вам — скидка
На привилегии могут рассчитывать и владельцы незарплатных пластиковых карт.
«Деньги» насчитали минимум пять банков, у которых есть системы скидок в
конкретных торговых точках или салонах для держателей карт любого класса.
Самая разветвленная система включает ПриватБанк, Родовидбанк, Укрпромбанк,
банк «Финансы и Кредит», Правэксбанк. В зависимости от уровня карты ее владелец
может получить скидку до 20%.
Как правило, списки магазинов и салонов, в которых можно получить
дисконт, с гордостью размещены на сайтах банков и занимают несколько
веб-страниц. Кроме того, некоторые банки — что совершенно логично —
предоставляют скидку своим клиентам в дочерних либо партнерских страховых
компаниях. Единственный недостаток — большинство таких «бонусных»
точек расположены только в столице.
Так что, выбирая банк для оформления кредита, депозита или пластиковой
карты, не лишним будет поинтересоваться, что у него припасено для
постоянных клиентов. Как выяснили «Деньги», некоторым банкам уже есть
чем похвастаться.