Рейтинг самых услужливых украинских банков
26.03.08
Депозитные и кредитные ставки давно перестали быть главным оружием в борьбе за клиента, утверждают банкиры. Конкуренция становится все жестче, а арсенал рекламных уловок банков — все изощренней. Тем не менее, наличие очередей в отделениях, хамство клерков, слабая информативность сайтов и call-центров — все это раздражает нас по-прежнему. В какие же банки обращаться, чтобы избежать всего этого безобразия? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, «Деньги» и составили рейтинг самых услужливых украинских банкиров.
Экономист Наталья Михно решила открыть накопительный депозит. Изучив банковские сайты, будущий инвестор остановила свой выбор на трех банках с самыми привлекательными условиями.
Когда же Наталья, взяв с собой деньги и документы, отправилась открывать вклад, то была разочарована. В первом банке выяснилось, что ставки на сайте не соответствуют действительности. «Эта информация устарела», — не очень вежливо ответила Наталье сотрудница банка, положив перед ней распечатку со свежими ставками на 1-2% ниже, чем на сайте.
Из второго банка Наталья тоже ушла ни с чем. «В отделении была очередь. Присесть было негде, пришлось стоять у входа. Через 30 минут ожидания я не выдержала и ушла», — рассказывает несостоявшаяся вкладчица.
В третьем банке девушке повезло больше. Очереди не было, к тому же в зале обслуживания были стулья, на которые можно было присесть. Но и тут Наталью поджидал «приятный» сюрприз. «Сотрудница взяла мои документы и ушла минут на 15 снимать копии. По-моему, за это время их можно было выучить наизусть», — возмущается Наталья.
Когда, наконец, «принцесса банка» вернулась с копиями документов, процесс открытия депозита был прерван телефонным звонком. Нисколько не смущаясь от присутствия клиентки, менеджер принялась болтать по мобильному телефону, обсуждая явно не рабочие вопросы. Наталья потребовала к себе внимания. Только тогда девушка неохотно попрощалась с собеседником и принялась за свои обязанности. В итоге процесс открытия банковского вклада отнял у Натальи около 40 минут.
Есть над чем работать
Такие истории, к сожалению, — не редкость. Достаточно просмотреть форумы, на которых обсуждается уровень обслуживания в банках. Увы, негативных отзывов там намного больше, чем позитивных. Но активное обсуждение темы сервиса в банковских учреждениях и даже составление в Сети так называемых народных рейтингов банков свидетельствуют о том, что наши соотечественники готовы ориентировать- „ ся не только на размер ставок | и комиссий, но и на удобство | общения с банком, а также на " вежливость персонала.
Чтобы уберечь своих читателей от негативных эмоций, возможных при общении с банкирами, «Деньги» и составили свой первый рейтинг комфортности банковских учреждений. Сразу отметим, что это было очень непросто. Хотя бы потому, что объективно оценить такой вполне субъективный фактор, как комфорт, — практически невозможно.
Да, корреспонденты «Денег» лично обошли в качестве клиентов некоторые отделения каждого из тех банков, что попали в наш рейтинг. Но, естественно, их впечатления являются субъективными и во многом зависят от конкретного отделения и конкретного человека, который обслуживал каждого из клиентов. Поэтому мы и не стали включать баллы за обслуживание в итоговый коэффициент.
Однако все остальные критерии, использованные при составлении рейтинга, вполне объективны. Хотя не исключаем, что кто-то останется вполне довольным обслуживанием в одном из тех банков, которые не являются лидерами нашего рейтинга. Как говорится, дело вкуса.
БАНКИ ВЫСОКОЙ КУЛЬТУРЫ
Рейтинг банков по комфортности обслуживания
Название банка
Количество отделений банка в Украине*
Количество банкоматов в Украине*
Количество областей, в которых присутствует банк
Оценка покрытия
Оценка работы отделений
Оценка call-центра
Оценка сайта
Итоговый
Укрсоцбанк
500
970
25
0,317
0,958
0,840
0,900
0,666
Укрэксимбанк
120
350
25
0,221
0,850
0,840
0,845
0,595*
«Райффайзен Банк Аваль»
1840
2140
25
0,616
0,350
0,680
0,701
0,592
«Финансы и Кредит»
350
130
25
0,216
0,710
0,840
0,951
0,587
ПриватБанк
2950
4230
25
0,656
0,200
0,520
0,831
0,572
VABank
170
270
25
0,211
0,958
0,680
0,740
0,560
«ПУМБ»
120
380
23
0,176
0,642
1,000
0,794
0,558
«Надра»
610
680
25
0,270
0,658
0,840
0,696
0,547
УкрСиббанк
1360
1230
25
0,339
0,433
1,000
0,611
0,544
Родовид-банк
150
150
24
0,240
0,643
0,680
0,861
0,533
Правэкс-банк
570
300
25
0,240
0,508
0,680
0,779
0,489
«Форум»
300
160
25
0,222
0,628
0,680
0,685
0,487
Укрпромбанк
280
470
25
0,228
0,521
0,840
0,574
0,478
КредитПромБанк
180
300
25
0,232
0,533
0,680
0,701
0,475
«ОТП Банк»
160
110
25
0,203
0,450
1,000
0,474
0,466
Укргазбанк
290 '
380
25
0,227
0,492
0,840
0,470
0,451
Кредобанк
180
280
20
0,121
0,533
0,680
0,781
0,447
Ощадбанк
6000
560
25
0,622
0,317
0,260
0,395
0,443
Брокбизнесбанк
300
190
20
0,125
0,500
0,680
0,642
0,414
«Пивденный»
140
130
14
0,003
0,425
0,000
0,672
0,220
Как составляли рейтинг комфортности
При составлении рейтинга мы взяли первую двадцатку банков по объему депозитов физлиц, согласно данным Ассоциации украинских банков (по состоянию на 1 января 2008 года). Критерием для отбора участников стал объем вкладов населения, потому что именно этот показатель, по нашему мнению, максимально отражает уровень доверия граждан банку.
Чтобы получить итоговый коэффициент, мы рассчитали четыре промежуточных коэффициента: оценку покрытия (количество отделений, банкоматов и прочего), оценку работы отделений, оценку работы call-центра и оценку сайта. Эти показатели вошли в итоговый коэффициент в соотношении 4/2/2/2.
Расчет показателя покрытия, то есть присутствия банка, проводился с учетом общего количества отделений банка по Украине, количества областей, в которых присутствует банк, размера банкоматной сети и количества депозитных банкоматов (cash-in).
Комфортность отделений мы оценивали, исходя из следующих факторов: наличия в свободном доступе информационных материалов с условиями по основным банковским продуктам, возможности присесть в ожидании своей очереди к кассе или менеджеру, наличия единых корпоративных стандартов оформления отделений (для быстрого узнавания), средней длительности рабочего дня отделений банка.
Сайт мы оценивали, учитывая наличие депозитных и кредитных ставок, тарифов по обслуживанию платежных карт, учитывая открытие текущих счетов, соответствие этой информации действующим условиям, а также доступность изложения информации и простоту использования сайта.
«Идите себе... в другой банк»
Больше всего в ходе журналистского рейда нам понравилось отношение к клиентам в Укрсоцбанке, банках «Надра», «Форум», «ПУМБ» и «ОТП Банк».
Откровенно нахамили корреспондентам «Денег» только в одном из отделений Ощадбанка. На вопрос, а можно ли получить более детальную информацию об ипотечном кредитовании, сотрудница банка (видимо, выдавшая пенсионерам не одну «Юлину тысячу» ~) «посоветовала» нам обратиться в другой банк.
Весьма симпатичными корреспондентам «Де-- нег» показались отделения банка «ПУМБ», «УАВбанка» и Укрсоцбанка — красиво, удобно, просторно и очередей почти нет. t;
Правда, наличие очередей не всегда свидетельствует о плохом сервисе. Возможно, у банка настолько привлекательные условия, что отбоя от клиентов нет. Опять же, часто очереди выстраиваются в центральных отделениях банков — просто потому, что там большое скопление народа.
Самыми доступными из украинских банков (то есть с множеством отделений, банкоматов и прочего) по праву можно считать Ощадбанк, ПриватБанк, «Райффайзен Банк Аваль» и УкрСиббанк.
Хуже всего из крупных банков обеспечены сервисными точками банк «Пивденный», Кредобанк, Брокбизнесбанк и «ПУМБ».
Всегда на связи?
Сайт банка — это его лицо. Поэтому его информативность мы оценивали крайне скрупулезно. Самыми информативными и удобными в использовании нам показались сайты Укрэксимбанка, Укрсоцбанка, банка «Финансы и Кредит» и Кредобанка. Наименее полезными показались сайты Ощадбанка и УкрСиббанка. Их главный недостаток — несоответствие информации действующим условиям, а также отсутствие конкретных ставок по кредитам.
Дополнительные баллы заработали те банки, которые разместили на своих сайтах кредитные и депозитные калькуляторы, а также запустили интернет-банкинг.
Отдельно мы оценили готовность банкиров принимать и обрабатывать в режиме онлайн заявки на кредиты. Честно говоря, результат оказался неутешительным. Пока такая форма обслуживания клиентов существует лишь номинально. После оформления заявки корреспонденту «Денег» перезвонили только из Укрсоцбанка, и то через два дня.
На многих сайтах есть форма обратной связи с клиентами. Мы провели своего рода эксперимент и выслали банкирам запросы с просьбой объяснить, как можно оформить потребительский кредит в их банке. Самые полные ответы на вопрос мы получили от банков «Надра», «Финансы и Кредит», «УАВбанка» и Кредитпромбанка. Хотя Укрэксимбанк, УкрСиббанк, банк «Форум» и Родовидбанк тоже выслали ответы, но они оказались немного не по теме. Сложилось впечатление, что сотрудники этих банков наш запрос вообще не читали.
Ответ от банка «Райффайзен Банк Аваль» оказался полным, исчерпывающим и лаконичным, но на его подготовку у сотрудников «крупного ближайшего банка» ушла целая неделя. Избыток клиентов? Поздравляем!
«Порадовал» ответ и от банка «ПУМБ» — нам предложили посмотреть информацию на сайте или подъехать в отделение. Остальные банки вопрос от потенциального клиента попросту проигнорировали.
Поговори со мной
Особо приятно отметить, что в последнее время качество работы call-центров значительно улучшилось. Видимо, дает о себе знать усилившаяся конкурентная борьба между банкирами. Дозвониться на «горячую линию» даже в разгар рабочего дня уже не составляет труда — почти в любой банк. А ответы операторов стали более полными и содержательными. Среднее время ожидания ответа оператора не превышает 30 секунд. Правда, до этого придется прослушать минутный автотекст.
По-прежнему отстает от общего уровня call-центр ПриватБанка. Ожидание соединения с оператором может длиться 5-10 минут, а ответ зачастую разочаровывает. К примеру, составляя рейтинг, мы обзванивали call-центры, чтобы узнать количество банкоматов, которые работают на прием наличных. Так вот, операционист ПриватБанка посоветовал нам самостоятельно поискать нахождение «чудо-машин» и не отвлекать его от работы.
Недавно открытая «горячая линия» Ощадбанка вызывает... удивление. Единственный ответ, который можно получить, дозвонившись на номер с восьмеркой, — «обращайтесь в отделение».
Стас 09.02.09
Это у УкрЭксима самый инфомративный? Ну простите, недавно искал ставки для корпоративных клминтов - глухо как в танке, а на Приватовском есть все ставки.Директор 12.03.10
Пришлось менять банк, провели свой обзвон и опрос. По всем показателям остановились на Райффайзен банке. Еще очень хорошее отношение в Ощад банке. Только нужно знать, куда звонить. Ру 04.11.11
и мне Ощадбанк нравиться по обслуживаниюКредитор 24.05.13
Сегодня по телевидению очень популярная реклама: кредит за 1,9 грн в день за каждую тысячу, взятую в кредит. В итоге имеем 68,4% в год!!!
Источник: damvb.org