В автосалонах обхаживают покупателей с деньгами
27.11.09
Автоторговцы весь год распродавали по дешевке машины прошлого сезона. Не помогло: продажи новых автомобилей в стране сократились на три четверти и роста не предвидится. Зато покупателям радость - человека с деньгами обхаживают все.
На спуске небольшой ладный "кореец" с социально-доступной ценой - Hyundai Accent - вырывается вперед. Он опережает даже признанного лидера - еще более простой и бюджетный Daewoo Lanos - и становится единоличным лидером. За ним несется Chevrolet Aveo, а дальше плотной группой мчат ЗАЗы и ВАЗы. И лишь за задними бамперами
украинско-российского автопрома мелькают иностранные эмблемы и названия знаменитых (и не очень) моделей из разных стран.
Это не гонки на асфальте - это гонки на рынке. Так выглядит ситуация с продажами новых автомобилей за десять месяцев этого года: самыми продаваемыми оказались дешевые модели, которые (хоть и под разными марками) собраны в Украине.
Но победа корейского Accent, равно как и результаты других участников, не радуют продавцов. Ведь в сравнении с десятью месяцами 2008-го рынок рухнул на 74%. И даже Hyundai, который торгует самой продаваемой моделью рынка, скорее всего с удовольствием променял бы нынешние лавры на тот уровень продаж, что был у Accеnt раньше. За первые десять месяцев 2008 года эта модель разошлась по Украине "тиражом" в 14.593 штук (тогда Accent был шестым на рынке в общем зачете), а сейчас на первое место он взгромоздился с результатом 4.879 - почти в три раза меньше, чем год назад.
В целом, украинский рынок новых авто с 623 тыс. проданных за прошлый год машин скатился до отметки 180 тыс. - именно таким, по прогнозам экспертов, будет итог года нынешнего.
Такие цифры для продавцов, а также всей дальнейшей цепочки, - начиная от украинских или иностранных рабочих, надеющихся на зарплату, и заканчивая рекламными агентствами, медиа и другими рекламоносителями, - выглядят печально, поскольку и в будущем нет надежды на рост. "Ожидать каких-либо быстрых перемен не приходится", - говорит Александр Тимофеев, гендиректор АВТ Бавария, официального импортера BMW, Mini и дилера Rolls-Royce в Украине.
Хорошо теперь только покупателям, у которых есть деньги, - в охоте за ними, вернее, за содержимым их кошелька, продавцы машин не скупятся на скидки, кредиты и разнообразные программы лояльности.
В Украине же, рассказывает Ткаченко, пошли другим путем - попытались стимулировать национальное производство, для чего и ввели 13%-ю надбавку. Но этот лоббистский шаг только ухудшил ситуацию.
Причина в том, что на рынке действовали другие, более мощные факторы, которые "уронили" продажи. Эксперты компании Атлант-М (торгует автомобилями марок Volkswagen, Nissan, Skoda) называют их: падение ВВП, падение курса гривни, развал системы кредитования, снижение доходов населения и сложная политическая обстановка, которая ставит крест на любом прогнозировании дальнейшей ситуации на рынке.
Круче всех полетели вниз продажи самых доступных машин, в основном представителей классов В и С. А вот объем продаж в премиум-сегменте, по данным Атлант-М, хоть и снизился довольно сильно (в среднем - на 69%), все же оказался чуть лучше, чем в целом по рынку. Причем чем дороже машины, тем лучше себя чувствуют их продавцы. Тимофеев из АВТ Бавария говорит, что за первые десять месяцев этого года (в сравнении с аналогичным периодом прошлого) продажи автомобилей Mini упали на 69%, BMW - на 60%, а вот Rolls-Royce - только на 12,5%.
Удачным примером, объясняющим ситуацию, стали продажи автомобилей Honda. Александр Подолянко, руководитель отдела маркетинга и планирования продукции компании Хонда Украина, говорит: уровень продаж Honda Civic (цена в районе 180-221 тыс. грн.) сильно снизился в том числе и потому, что среднестатистический покупатель этой модели полагался на банковский кредит, а кризис сделал займы большой редкостью. Зато целевая аудитория более дорогих авто, рассчитывающая на свои финансы, оказалась менее уязвима, и, как результат, продажи более дорогих моделей Honda - Accord (218-300 тыс. грн.) и CR-V (287-307 тыс. грн.) - пострадали меньше.
Достучаться до покупателя в 2009 году было очень сложно. Продавцы старались изо всех сил. Лидером стала Hyundai, которой помогло то, что ее модели собирались в Украине, и компания регулярно проводила акции по снижению цен. Ее "брат" по концерну - Kia - тоже существенно подтянулся. Удержалась на втором месте Chevrolet, выбралась на третью ступень, по данным Атлант-М, китайская Chery.
Успех лидерам часто обеспечивали не только относительно низкие цены, но и "склад-2008" - распродажи моделей прошлого года выпуска. Особенно заметную роль они сыграли летом и в сентябре.
Но не складами едиными - охота за клиентами шла по всем направлениям. К примеру, в Субару Украина зафиксировали курс доллара на уровне 7,5 грн. В Группе компаний АИС сами кредитуют покупку российских и китайских машин, и это кроме скидок на иномарки 2009 года выпуска. Широчайшую программу автокредитования предлагает своим клиентам и компания Атлант-М. А ВиДи Групп не только гордится тем, что компания одной из первых запустила услугу автокредитования, так еще и обзавелась девятью банками-партнерами, благодаря чему вариантов получения кредитов для их клиентов - множество. Торговый дом НИКО - официальный импортер Mitsubishi Motors в Украине и вовсе договорился напрямую с японской компанией, и в салонах НИКО с августа года все модели марки Mitsubishi продавались с 20%-й скидкой "от производителя".
Впрочем, нынешние автокредиты продавцов - не ровня тем льготным условиям покупки, которые существовали в эпоху массовых банковских потребительских кредитов.
Конец года ознаменовался настоящим бумом разнообразных программ лояльности - продавцы предлагают не только бесплатные ТО, различные льготы на обслуживание машин, но продвигают идеи разных сервисных программ, к примеру - по подготовке машин продаваемых ими марок к зиме. Другая фишка сезона - шинные "отели" - места, где клиенты могут хранить зимой свои летние покрышки. Причем "прицепом" идут акции а-ля "поменяй шины у нас". "Мы стали уделять намного больше внимания работе сервиса", - признает Тимофеев.
Все эти программы не обязательно должны повысить продажи, но принесут дополнительный доход продавцам. Он станет неплохим подспорьем в ситуации, когда на торговле самими машинами в ближайшее время много не заработать - даже удержаться на нынешнем уровне в 2010 году будет непросто. "Прогноз 2010 - 155 тыс. автомобилей, то есть, на 12% меньше 2009-го", - считает Федорей из Группы компаний АИС.