Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
Два года закона о валюте: что сделано и чего ждать

Только представьте, два года назад, если бы вы захотели инвестировать, скажем, в акции Apple, вам нужно было бы получать лицензию. А максимальная сумма такой операции ограничивалась 50 тыс. евро в год.

Правило успеха
"Победитель идет с большей охотой на риск, чем на удовлетворяющий его минимум"
Финансы

 


Кредит на авто

В чем выгода кредитных программ банков и автоимпортеров
01.10.09

Партнерские программы банков с автоимпортерами и финансовыми компаниями производителей позволяют предлагать заемщикам наиболее выгодные условия.

Практически свернутые банками кредитные программы на покупку автомобилей постепенно набирают обороты. В основном это происходит за счет запуска совместных программ с производителями и автоимпортерами. Впрочем, на сегодняшний день число банков, выдающих автокредиты, едва превышает десяток, а потенциальным клиентам
материалы в тему:
следует соответствовать жестким условиям предоставления займов и быть готовыми к высокой вероятности отказа.

Нынешняя ситуация с выдачей автокредитов подобна езде в городской пробке: процесс развивается медленно и неравномерно, но движение идет. Наиболее заметными игроками рынка сегодня являются Астра Банк, УкрСиббанк, ВТБ Банк, Кредит Европа Банк, Индэкс-банк. При этом бывшие лидеры, наиболее активно выдававшие займы в докризисный период, по словам исполнительного директора консалтинговой компании "КредитСвит" Любови Слободенюк, выдерживают паузу, пока рынок меняет свою структуру и правила игры. Для бывших флагманов автокредитования ситуация усугубляется давлением больших объемов просроченной задолженности, под которые приходится формировать резервы.

В таких условиях большинство кредитующих структур вынуждены забыть о прежней щедрости. "Анализ последних тенденций рынка четко показывает зависимость кредитной активности от уровня ликвидности в каждом из банков,– комментирует член правления, директор по розничному бизнесу и сети Индэкс-банка Галина Жукова.– Осенью прошлого года реально выдавали кредиты на покупку новых автомобилей только Индэкс-банк, 'Форум' и Астра Банк. В первой половине 2009 года банкам удалось нарастить пассивы, и рынок пополнился новыми участниками. Эта инициатива не стала массовой, так как не все акционеры смогли увеличить капиталы банков, а вкладчики, размещая депозиты, действовали избирательно. На выдачу займов не могут решиться и структуры, которые ранее вели непродуманную политику рисков. Например, многие банки обожглись, выдавая преимущественно валютные займы и не уделяя достаточного внимания оценке платежеспособности заемщика".

Впереди автоколонны

Новые лидеры автокредитования активно осваивают опустевшие рыночные ниши. Так, Астра Банк, который не прекращал выдачу займов ни в декабре 2008-го, ни в 2009 году, наращивает объем кредитов. По словам заместителя председателя правления Астра Банк Антона Погорелова, в конце июля потребителям были предложены программы с новыми условиями, благодаря чему доля банка в сегменте автокредитования выросла с 15% в июле до 30% в августе. В Индэкс-банке выдача займов на новые машины также не прекращалась, а само направление входит в число приоритетных.

Тесное сотрудничество с отечественными производителями налажено в ВТБ Банке – его корпоративными партнерами являются преимущественно украинские автокомпании. В АБ "Киевская Русь" программы автокредитования были возобновлены в этом году. Как отмечает заместитель председателя правления банка Татьяна Лобашова, после проведенных мер по уменьшению объема проблемной задолженности у банка появились свободные ресурсы, что позволило частично возобновить выдачу займов.

По словам заместителя председателя правления Эрсте Банка Светланы Черкай, данное кредитное учреждение планирует возобновить выдачу займов на приобретение автомобилей в национальной валюте к концу текущего года. В ОТП Банке, как и в ряде других кредитных учреждений из группы крупнейших, пока нет планов по возобновлению программ кредитования физических лиц на покупку автомобилей. "Мы постоянно мониторим рынок, отслеживаем ситуацию в стране, макроэкономические показатели,– говорит начальник отдела кредитных продуктов ОТП Банка Светлана Спицына.– Когда появятся признаки стабильности отечественной экономики, кредитование покупки автомобилей вновь станет актуальным". В целом же комментировать тему автокредитования сегодня готовы далеко не во всех кредитных учреждениях.

Новый порядок

Модель автокредитования нынешнего года существенно отличается от демократичных программ прошлых лет. "Сейчас условия кредитования являются более комфортными для банков,– отмечает Галина Жукова.– В этом году ставки выросли и в среднем по рынку составляют 25-30% годовых в гривне, а сумма первого взноса увеличилась до 40-50%". Кроме того, в большинстве банков уменьшили максимальные сроки кредитов. Так, "Киевская Русь" сегодня выдает займы сроком до трех лет (ранее – до семи лет). "Теперь в случае возникновения финансовых трудностей клиент может продлить срок действия кредитного договора, уменьшив нагрузку на свой бюджет,– объясняет Татьяна Лобашова.– У заемщиков, получивших кредиты на пять-семь лет, такая возможность отсутствует. Ведь износ автомобиля за этот период делает пролонгацию кредита нецелесообразной".

Кредиты в долларах США или евро сегодня практически недоступны. Даже получающему доходы в иностранной валюте потенциальному заемщику кредит могут выдать в гривнах. По информации пресс-службы ВТБ Банка, отказ данного учреждения от валютного кредитования обусловлен стремлением защититься от возможных колебаний обменных курсов, а также требованиями Нацбанка относительно формирования резервов под валютные кредиты (постановление №406, принятое в конце 2008 года). "Кредиты физическим лицам в национальной валюте мы оцениваем как менее рисковые,– говорит Галина Жукова.– К тому же политика НБУ направлена на стимулирование кредитования в гривне, в связи с чем готовится проект постановления о запрете валютных займов". Ряд экспертов рассматривает подобную стратегию регулятора как негативный фактор для развития рынка кредитования. В частности, по словам Светланы Черкай, займы на покупку автомобилей массово не возобновляются украинскими банками не только из-за отсутствия гривневых ресурсов, но и по причине некоторых ограничений НБУ, в том числе касающихся кредитования в иностранной валюте.

Сито для клиентов

Помимо изменения условий обслуживания выдаваемых кредитов, претерпели значительные изменения и требования к потенциальным заемщикам. По словам Любови Слободенюк, банки стали применять жесткие критерии оценки платежеспособности заемщиков: они должны иметь стабильное место работы, официальную зарплату не менее 5-6 тыс. грн в месяц и надежного поручителя. При этом оценивается не только подтвержденный документами уровень дохода клиента, но и состояние отрасли, в которой он занят. "Банки сегментировали заемщиков в зависимости от сферы занятости,– говорит Галина Жукова.– К наиболее рисковым относят представителей отраслей, значительно пострадавших от кризиса – строительной, страховой, металлургической". Дополнительным же фактором в пользу клиента является право собственности на недвижимость, ценные бумаги, автомобили или другое имущество. Безупречная кредитная история увеличивает шансы на положительное решение, в то время как выявленные проблемы с погашением задолженности в прошлых периодах могут стать весомым доводом против клиента. А действующий кредит, по которому исправно поступают платежи, напротив, не будет непреодолимым препятствием для вынесения положительного решения по выдаче нового займа. По уверению Татьяны Лобашовой, рассчитывать на получение еще одного займа клиент может при условии, если предыдущая задолженность оплачивается вовремя, а уровень доходов позволяет ему обслуживать второй кредит.

Однако нынешние процедуры выдачи кредитов оставляют потенциальным заемщикам куда меньше шансов на получение средств, чем год назад. "Процент положительных решений по заявкам снизился,– рассказывает Антон Погорелов.– Мы внимательно подходим к оценке платежеспособности заемщика, взвешиваем риски, которые существуют на данный момент или могут возникнуть в будущем. Но мы не говорим 'нет', а предлагаем условия кредитования, при которых клиент сможет обслуживать долг даже в случае ухудшения своего финансового положения и экономической ситуации в стране. Например, предлагаем увеличить авансовый взнос, чтобы уменьшить размер ежемесячных платежей".

Впрочем, экономический кризис не только вызвал изменения в кредитной политике банков, но и "отрезвил" потенциальных потребителей финансовых услуг, которые теперь более адекватно оценивают собственные возможности по обслуживанию кредитной нагрузки. В то же время об отсутствии шансов на получение кредита им сообщают практически сразу. "Клиенты, опираясь на свои реальные финансовые возможности и возможности получения доходов в будущих периодах, принимают решения более взвешенно,– отмечает Татьяна Лобашова.– Учитывая, что банк отбирает потенциальных заемщиков еще на этапе приема кредитных заявок, почти по всем из них вопрос решается положительно". В ВТБ Банке, по информации пресс-службы учреждения, доля положительных решений в сравнении с показателями прошлого года изменилась несущественно. Но уменьшилось количество обращений в банк.

Союз по расчету

Жесткие условия предоставления займов на фоне общего снижения доходов не вызывают большого интереса к новым банковским программам. "Сейчас спрос на автокредиты незначителен,– говорит Любовь Слободенюк.– Причина кроется в ощутимом падении покупательной способности и в ужесточении требований к потенциальным заемщикам. Многие предпочитают отложить покупки в кредит до окончания кризиса и стабилизации ситуации в стране". В то же время операторы рынка отмечают интерес к совместным акциям и специальным программам с автодилерами.

"По-прежнему сохраняется устойчивый спрос на акционные кредиты с нулевой ставкой,– подтверждают тенденцию в пресс-службе ВТБ Банка.– В банк в течение месяца поступает около 70 заявок на выдачу таких кредитов. Приблизительно по 60% из них выносится положительное решение".

Для банков на сегодня наибольшие перспективы в области автокредитования заключаются в развитии партнерских программ с автодилерами или финансовыми компаниями автопроизводителей. Такие программы позволяют предложить наиболее выгодные условия для потенциальных заемщиков – например, меньшие процентные ставки, чем в среднем по рынку (от 0% до 5% годовых). Партнерство позволяет автодилеру увеличить объемы продаж, а банку – привлечь клиентов. Чтобы восполнить недополученный прямой процентный доход по акционным автокредитам, банки вводят разовую и ежемесячную комиссии для заемщиков и получают компенсации от партнера. Впрочем, условия сотрудничества по таким программам являются конфиденциальными.

Партнерами Астра Банка по программам автокредитования сейчас выступают около 240 автосалонов. "Глубина сотрудничества варьируется от возможности заполнения заявки на получение кредита непосредственно в автосалоне до совместных программ автокредитования, в рамках которых мы предлагаем пониженные годовые ставки,– говорит Антон Погорелов.– Помимо этого, ряд дилеров оформляет займы непосредственно в автосалонах. То есть обслуживание клиентов по принципу единого окна осуществляется даже в тех регионах, где нет отделений банка". Индэкс-банк еще в 2007 году стал участником одной из первых партнерских программ автокредитования в Украине (Renault Finance, немногим позже – Nissan Finаnce) и сейчас расширяет такое сотрудничество официальными импортерами автомобилей марок Toyota, Mazda, Subaru, Suzuki. ВТБ Банк сотрудничает с корпорацией "Укравто", ТД "Нико", "ВиДи Автосити" и "Укравтохолдингом".

В своих прогнозах развития ситуации с автокредитованием эксперты сдержаны: в течение ближайшего года они не ожидают кардинальных изменений. "Возможен выход новых игроков в рамках партнерских программ с дилерами и страховыми компаниями,– прогнозирует Светлана Спицына.– Впрочем, это не повлияет на количественный рост рынка, так как в условиях кризиса очень сузился круг потенциальных заемщиков".

Ненавязчивые предложения

С наступлением активной фазы кризиса банки преимущественно сосредоточились на работе с существующей задолженностью, а заявки на кредиты для корпоративного сектора сегодня принимают в основном банки с иностранным капиталом. По словам финансового аналитика компании "Простобанк Консалтинг" Владимира Паюка, если в прошлом году кредиты в гривне выдавались под 18-20% годовых, то сегодня ставки составляют 25% и выше. Валютные займы подорожали с 14-15% до 19-20% годовых.

По словам директора департамента развития корпоративного бизнеса Индэкс-банка Ларисы Бондаревой, сейчас преобладают кредитные линии на пополнение оборотного капитала сроком до года, документарные операции и торговое финансирование. "В настоящее время значительно выросла доля предоставляемого краткосрочного финансирования,– подтверждает старший аналитик инвестиционной компании Phoenix Capital Андрей Нестерук.– Многие компании испытывают проблемы с ликвидностью, при этом и банкам проще найти именно короткие ресурсы. Наиболее распространенные продукты – рефинансирование существующей задолженности и кредиты, направленные на пополнение оборотного капитала".

В нынешних условиях банки стараются проводить более взвешенную политику формирования кредитных портфелей, чтобы повысить их качество. "В течение 2009 года в нашем банке сокращался кредитный портфель проблемных отраслей, при этом уделялось особое внимание сотрудничеству с государственными корпорациями, а также с предприятиями приоритетных отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, энергетика, военно-промышленный комплекс, авиастроение и пр. Подобные клиенты имеют более стабильные источники финансирования",– отмечает директор департамента корпоративного кредитования Альфа-банка (Украина) Светлана Монастырская.

Кроме того, банки стали тщательнее анализировать бизнес-процессы и стандарты каждой из претендующих на кредитование компаний. "Принимая решение о возможности финансирования, банки сегодня уделяют больше внимания оценке качества бизнеса потенциальных заемщиков: изучают портфель продаж, профессионализм менеджмента, умение управлять продажами и прибыльностью в изменившихся рыночных условиях, а также глубже анализируют источники возврата кредита и вероятные риски,– говорит Лариса Бондарева.– Так, на кредит в Индэкс-банке может рассчитывать компания, которой удалось удержать или даже увеличить уровень продаж на протяжении последнего года. Кроме того, финансовое положение заемщика должно быть устойчивым, а бизнес прозрачным".

Опасаясь обесценивания залогов, банки ужесточают требования к обеспечению кредитов. "Банки сегодня выдают кредиты только под твердый залог – недвижимость или имущественные права на депозит,– говорит Владимир Паюк.– К тому же практически во всех случаях кредитующие организации требуют, чтобы залог был как минимум в 1,5 раза дороже, чем сумма кредита". При этом стратегическая важность объектов залога для корпоративного заемщика выступает для банка некой гарантией. "Если клиент готов передать в качестве залога лучшие активы своего предприятия – значит, он уверен в своем бизнесе,– отмечает Лариса Бондарева.– Для банка это сигнал о том, что кредит с большей долей вероятности будет возвращен". В Индэкс-банке в качестве основного залога готовы принимать депозиты, активы предприятия, задействованные в его основной производственной деятельности, а также личное имущество собственников. Альфа-банк готов рассматривать такое ликвидное обеспечение, как депозиты, недвижимость, земельные участки, стандартное оборудование (не узкоспециализированное и не уникальное), автотранспорт.

"Кредитуя клиента, нужно понимать источники погашения кредита, а не базировать свое решение исключительно на залоге,– отмечает начальник кредитного управления 'ИНГ Банк Украина' Алексей Мостовой.– Залог является дополнительным важным фактором, во многих случаях – возможным 'пожарным выходом' из сделки. Впрочем, я не исключаю прецедентов кредитования, которое базируется на залоге, но только в том случае, если это выручка, или речь идет о структурированном финансировании, где работают свои правила и условия".

Условия выдачи гривневых кредитов на приобретение новых автомобилей

Банк

Срок кредита (мес.)

Процентная ставка (%)

Минимальная предоплата

(%)

Разовая комиссия (%)

Ежемесячная комиссия

(%)

Индэкс-банк (Renault, Nissan, Toyota, Mazda, Suzuki)

12-84

0-25,9

25-30

2,5-4

-

Индэкс-банк (остальные  марки)

12-84

30

30

2,5

-

ВТБ Банк
(Кiа,
Hyundai, Mitsubishi,
Toyota)

24

7,77-20,49

30-40

1,99-3,54

-

"Киевская Русь"
(партнерская программа с Украинским Автомобильным Холдингом)

36

18-26

30-50

2,5

-

Астра Банк (по партнерским программам)

до 84

3,99-8,99

25

0-1,19

0,99-1,19

Фольксбанк

до 60

22,23-22,99

35

0-1,99

-

Кредит Европа Банк

12-48

21,1-25,20

30

2,50

-

Укрсиббанк

12-60

30

40

-

-

Источник: интернет-сайты банков (по состоянию на 21 сентября 2009 года)

Александр Яловой: Коммерсант

Рекомендовать:

Комментарий:
Subbu  19.11.12

I much prefer informative articles like this to that high brow lteirature.
fevzzdyojsw  21.11.12

Ib7w9T xyeazartscpw
qxhrghw  22.11.12

SHKATd , [url=http://mbaooluxvluj.com/]mbaooluxvluj[/url], [link=http://ordcxxyhhwse.com/]ordcxxyhhwse[/link] , http://rjfiydlpshbo.com/



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финансовые технологии
Экономика
Нормативно-законодательная база
Финансы
Депозиты
Кадровые перестановки
Обзор рынка
Банки
Рейтинг банков
События
Кредитные брокеры
Мошенничество
Потребительское кредитование
Акулы бизнеса
Финансовые пирамиды
Интересное в мире
Платежные системы
Пластиковые карты
Денежный перевод
Кредитные союзы

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.