В чем выгода кредитных программ банков и автоимпортеров
01.10.09
Партнерские программы банков с автоимпортерами и финансовыми компаниями производителей позволяют предлагать заемщикам наиболее выгодные условия.
Практически свернутые банкамикредитные программы на покупку автомобилей постепенно набирают обороты. В основном это происходит за счет запуска совместных программ с производителями и автоимпортерами. Впрочем, на сегодняшний день число банков, выдающих автокредиты, едва превышает десяток, а потенциальным клиентам
следует соответствовать жестким условиям предоставления займов и быть готовыми к высокой вероятности отказа.
Нынешняя ситуация с выдачей автокредитов подобна езде в городской пробке: процесс развивается медленно и неравномерно, но движение идет. Наиболее заметными игроками рынка сегодня являются Астра Банк, УкрСиббанк, ВТБ Банк, Кредит Европа Банк, Индэкс-банк. При этом бывшие лидеры, наиболее активно выдававшие займы в докризисный период, по словам исполнительного директора консалтинговой компании "КредитСвит" Любови Слободенюк, выдерживают паузу, пока рынок меняет свою структуру и правила игры. Для бывших флагманов автокредитования ситуация усугубляется давлением больших объемов просроченной задолженности, под которые приходится формировать резервы.
Новые лидеры автокредитования активно осваивают опустевшие рыночные ниши. Так, Астра Банк, который не прекращал выдачу займов ни в декабре 2008-го, ни в 2009 году, наращивает объем кредитов. По словам заместителя председателя правления Астра Банк Антона Погорелова, в конце июля потребителям были предложены программы с новыми условиями, благодаря чему доля банка в сегменте автокредитования выросла с 15% в июле до 30% в августе. В Индэкс-банке выдача займов на новые машины также не прекращалась, а само направление входит в число приоритетных.
Тесное сотрудничество с отечественными производителями налажено в ВТБ Банке – его корпоративными партнерами являются преимущественно украинские автокомпании. В АБ "Киевская Русь" программы автокредитования были возобновлены в этом году. Как отмечает заместитель председателя правления банка Татьяна Лобашова, после проведенных мер по уменьшению объема проблемной задолженности у банка появились свободные ресурсы, что позволило частично возобновить выдачу займов.
Кредиты в долларах США или евро сегодня практически недоступны. Даже получающему доходы в иностранной валюте потенциальному заемщику кредит могут выдать в гривнах. По информации пресс-службы ВТБ Банка, отказ данного учреждения от валютного кредитования обусловлен стремлением защититься от возможных колебаний обменных курсов, а также требованиями Нацбанка относительно формирования резервов под валютные кредиты (постановление №406, принятое в конце 2008 года). "Кредиты физическим лицам в национальной валюте мы оцениваем как менее рисковые,– говорит Галина Жукова.– К тому же политика НБУ направлена на стимулирование кредитования в гривне, в связи с чем готовится проект постановления о запрете валютных займов". Ряд экспертов рассматривает подобную стратегию регулятора как негативный фактор для развития рынка кредитования. В частности, по словам Светланы Черкай, займы на покупку автомобилей массово не возобновляются украинскими банками не только из-за отсутствия гривневых ресурсов, но и по причине некоторых ограничений НБУ, в том числе касающихся кредитования в иностранной валюте.
Помимо изменения условий обслуживания выдаваемых кредитов, претерпели значительные изменения и требования к потенциальным заемщикам. По словам Любови Слободенюк, банки стали применять жесткие критерии оценки платежеспособности заемщиков: они должны иметь стабильное место работы, официальную зарплату не менее 5-6 тыс. грн в месяц и надежного поручителя. При этом оценивается не только подтвержденный документами уровень дохода клиента, но и состояние отрасли, в которой он занят. "Банки сегментировали заемщиков в зависимости от сферы занятости,– говорит Галина Жукова.– К наиболее рисковым относят представителей отраслей, значительно пострадавших от кризиса – строительной, страховой, металлургической". Дополнительным же фактором в пользу клиента является право собственности на недвижимость, ценные бумаги, автомобили или другое имущество. Безупречная кредитная история увеличивает шансы на положительное решение, в то время как выявленные проблемы с погашением задолженности в прошлых периодах могут стать весомым доводом против клиента. А действующий кредит, по которому исправно поступают платежи, напротив, не будет непреодолимым препятствием для вынесения положительного решения по выдаче нового займа. По уверению Татьяны Лобашовой, рассчитывать на получение еще одного займа клиент может при условии, если предыдущая задолженность оплачивается вовремя, а уровень доходов позволяет ему обслуживать второй кредит.
Для банков на сегодня наибольшие перспективы в области автокредитования заключаются в развитии партнерских программ с автодилерами или финансовыми компаниями автопроизводителей. Такие программы позволяют предложить наиболее выгодные условия для потенциальных заемщиков – например, меньшие процентные ставки, чем в среднем по рынку (от 0% до 5% годовых). Партнерство позволяет автодилеру увеличить объемы продаж, а банку – привлечь клиентов. Чтобы восполнить недополученный прямой процентный доход по акционным автокредитам, банки вводят разовую и ежемесячную комиссии для заемщиков и получают компенсации от партнера. Впрочем, условия сотрудничества по таким программам являются конфиденциальными.
С наступлением активной фазы кризиса банки преимущественно сосредоточились на работе с существующей задолженностью, а заявки на кредиты для корпоративного сектора сегодня принимают в основном банки с иностранным капиталом. По словам финансового аналитика компании "Простобанк Консалтинг" Владимира Паюка, если в прошлом году кредиты в гривне выдавались под 18-20% годовых, то сегодня ставки составляют 25% и выше. Валютные займы подорожали с 14-15% до 19-20% годовых.