В правительстве нашли способ одним махом решить несколько проблем: провести детенизацию зарплат, снизить пенсионный дефицит и повысить средний уровень зарплат в стране. С января 2017 года минимальная зарплата составит 3200 грн. По оценкам экономистов, расходы частного сектора на выполнение требований власти будут выше, чем новые бюджетные затраты, а пострадать от инициативы может низкоквалифицированная рабочая сила.
Ничего себе, все – людям
Минимальная зарплата уже через два месяца будет поднята более чем вдвое: с 1 января 2017 года она составит 3200 грн,
увеличившись на 121% от текущего уровня в 1450 грн. Такое заявление сделал премьер-министр Владимир Гройсман в ходе заседания Кабмина. «Эта инициатива предварительно была обсуждена с президентом, представителями фракций коалиции парламента, в правительстве. Работа украинских граждан является недооцененной. Поэтому нужно создать систему, при которой работающие граждане начнут получать надлежащую зарплату», – заявил премьер. Согласно текущему госбюджету, с 1 декабря 2016-го МЗП вырастет на 100 грн. Ожидалось, что с января добавят еще 50 грн, теперь же речь идет о росте на 1650 грн.
Резкое повышение минимальной зарплаты, по словам главы государства, поможет в борьбе с бедностью. «Это решение касается больше 4 млн работающих украинцев, уровень оплаты которых составляет 1450 грн. Для выплат в госсекторе будут найдены соответствующие ресурсы госбюджета, а в частном секторе это четкое правило, которое запрещает выплачивать украинцу меньше 3200 грн в месяц. Украинцу, который работает», – подчеркнул Петр Порошенко.
Это уточнение не случайно, ведь прожиточный минимум для нетрудоспособных, к которому привязана минимальная пенсия, будет повышен всего на 10%. «Мне трудно представить, что будет проголосовано решение о минималке в 3200 грн, но оставят без изменений минимальную пенсию в 1372 грн, как предусмотрено проектом бюджета. Такого разрыва этих социальных стандартов в Украине никогда раньше не было», – утверждает экс-министр финансов Виктор Пинзеник.
Поскольку в бюджете нет денег, чтобы поднять зарплаты всем, инициируется отмена привязки зарплат чиновников, депутатов и судей к МЗП, а также «отвязка» первого разряда единой тарифной сетки от МПЗ. Первый разряд составит в начале года не 3200 грн, а 1600 грн (+20% к плану в 1335 грн). Это приведет к уравниловке зарплат неквалифицированной и квалифицированной рабочей силы. «Средняя зарплата сейчас в 3,6 раза превышает минимальную. Минималка завязана на тарифной сетке. В таком случае мы должны выйти на среднюю зарплату почти 12 тыс. грн. Экономика такую зарплату обеспечить не может», – говорит Виктор Пинзеник.
Минималка о двух концах
Министр финансов Александр Данилюк считает, что повышение минимального дохода украинцев позволит снизить количество получателей субсидий на оплату услуг ЖКХ с нынешнего уровня в 6 млн семей. Но, по словам вице-премьер-министра Павла Розенко, повышенный доход украинцев будет учтен при расчете субсидий только в следующий отопительный сезон 2017/2018.
Инициатива правительства была оценена экспертами неоднозначно. «Примерно 40% населения получает официально заработную плату меньше 3200 грн. В реальности большинство из них просто получает ее неофициально. Поэтому поднятие минималки – это способ заставить население заплатить налоги с зарплаты в бюджет», – считает экономист Марьян Заблоцкий.
Еще в начале 2016 года ставка единого социального взноса была снижена почти вдвое – со среднего уровня 40% до 22%, но работодатели не подняли всем зарплаты на размер возникшей экономии. Поступления в Пенсионный фонд с начала года упали на 29%. Поэтому в правительстве рассчитывают новым де-факто административным методом расширить базу налогообложения. «40-60% фонда оплаты труда, а это приблизительно 220-250 млрд грн, крутятся в «теневом» секторе», – утверждает Павел Розенко. Легализация даже части зарплат увеличит поступления единого социального взноса (ставка 22%) в Пенсионный фонд и социальные фонды, налога на доходы физлиц (18%) в госбюджет и местные бюджеты, а также 1,5% военного сбора. Рост взносов в Пенсионный фонд сократит его дефицит, который мог составить 156 млрд грн в 2017-м.
Возникают опасения, что повышение МЗП вынудит работодателей еще больше уходить в тень (формально увольнять сотрудников и начинать платить им всю сумму в «конверте»; или переводить на полставки), либо сокращать штат не только на бумаге, но и реально. «Опыт Венгрии свидетельствует, что самой первой реакцией является сокращение неквалифицированной рабочей силы. Правительству придется предусмотреть дополнительное финансирование для оплаты мер повышения занятости», – считает ведущий научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций Александра Бетлий. В зоне риска – малый бизнес, а также бизнес в областях с самыми низкими зарплатами: в Тернопольской, Черновицкой, Кировоградской и Херсонской.
Расчеты дополнительных расходов госбюджета на повышение зарплат «бюджетникам» Минфин пока не публиковал, но морально власть к этому была готова еще полгода назад, когда вступил в силу закон «О государственной службе». Закон предусматривает увеличение окладов чиновников. В сентябрьском проекте бюджета расходы на оплату труда увеличивались на 16,75%, или 14,62 млрд грн. «Лишь 20% работающих в госуправлении и обороне получают заработную плату до 3200 грн, то есть вдвое ниже, чем в частном секторе. Зарплату надо поднять для 100 тыс. чиновников и силовиков. Плюс еще где-то 1 млн учителей, врачей и других бюджетников», – подсчитал Марьян Заблоцкий.