Возможности и сложности автокредитов на отечественные, китайские, иранские и подержанные машины
20.04.10
Просто сказать «кредит на отечественный автомобиль», но непросто разобраться, что именно кредитующие банки, автотрейдеры, да и сами автомобилисты вкладывают в данном случае в слово «отечественный». Также все совсем не просто и с подержанными автомашинами. Здесь уже, правда, нет проблем с определением – но зато пока сложно с самим кредитованием.
Кредиты на новые отечественные легковые авто одними банками не выдаются вовсе, другими – выдаются под более высокие проценты или с
более крупным авансом, чем кредиты на иномарки этого же банка. У третьих же банков (самый распространенный на сегодня вариант) – по кредитам на отечественные авто невозможен тот наибольший срок кредитования, который у данного учреждения имеется по иномаркам.
Скажем, Плюс Банк, Мегабанк и Правэкс-Банк по состоянию на 19.04.2010 г. сроком семь лет иномарки кредитуют, отечественные машины – нет; а сроками на один, два, три, пять лет кредитуют оба вида машин под одинаковые для каждого учреждения ставки. Аналогична ситуация и в Банке Кипра, Всеукраинском Банк Развития, БМ Банке и многих других учреждениях – только максимальный срок у них, возможный при кредитовании иномарок и невозможный для отечественных авто, составляет пять лет. У ВТБ Банка минимальный аванс на отечественные авто 50%, на иномарки – 30%. А столь крупные и активные игроки, как Укрсоцбанк, БТА Банк, Кредит Европа Банк на данный момент не возвратились к кредитованию отечественных машин.
Что же вкладывается кредиторами и продавцами в понятие «отечественный автомобиль» – если большую часть автопрома Украины и соседних стран ныне составляет или крупноузловая сборка самых что ни на есть иномарок, или же прямое лицензионное «освоение» иностранных машин под именами новыми (Volga Siber, Dacia) или прежними (Daewoo)? На этот вопрос банкиры дали противоречивые ответы, которые объединяет разве что включение любых сугубо российских марок в понятие «отечественного».
Вывод читатель может сделать один – банки решают вопрос «отечественности» каждый по-своему; единства позиции банкиров нет даже в отношении иных моделей ГАЗ и Daewoo. Поэтому если заемщик «прощупывает почву» в отношении авто, собранного в любой стране СНГ, ему можно посоветовать не останавливаться на изучении банковских буклетов и сайтов, а лично переговорить с представителем кредитующего банка. Может оказаться, что выбранная вами машина кредитуется как иномарка (скажем, на больший срок, с меньшим авансом), а может, - и как отечественное авто (с некоторыми ограничениями, если они есть по отечественным машинам у данного банка). Наконец, может оказаться, что банк, вроде бы не кредитующий отечественные машины, по выбранной вами марке, скажем, Daewoo, работает – поскольку воспринимает ее как иностранную.
Весьма схожими по сути являются ограничения на кредитование китайских и иранских марок. Можно сказать, что их или приравнивают по степени «неидеальности» к «отечественным» – или воспринимают промежуточной ступенью между «плохим нашим» и «хорошим ненашим» автопромом.
Так отдельные, менее удобные для заемщиков, программы по иранским и китайским машинам имеют Банк Кипра и Астра Банк. Меньший срок кредитования (только до трех лет) для авто этих стран у Всеукраинского Банка Развития. Совсем отказываются сейчас кредитовать автомобили этих азиатских государств Правэкс-Банк, Кредобанк, Мегабанк. Наконец, Фольксбанк, не кредитуя «Иран и Китай», делает исключения для марок из Поднебесной «Chery» и «Geely» (что, конечно, минимализирует запрет, ибо на эти марки приходится большинство продаж китайских легковых авто). А УкрСиббанк действует мягче: по двум названным китайским маркам, а также их соотечественнице «Great Wall» не ограничивает максимальный пятилетний срок кредитования – остальных же китайских автопроизводителей кредитует только сроком до трех лет.
В настоящее время подержанные авто кредитует всего два банка из числа 50–ти лидеров по активам. Причем из них Индэкс-Банк выдает кредиты только на б/у иномарки (без китайских, иранских и Daewoo), и лишь ВТБ Банк кредитует и иномарки, и отечественные авто с пробегом. Из меньших учреждений есть информация о том, что кредиты на подержанные машины выдает Всеукраинский Банк Развития и Плюс Банк.
Как видим, этот сегмент рынка кредитования физлиц далек от своего расцвета. Особенно если учесть, что реальные ставки по таким кредитам – выше средних на рынке. Да и ограничения на кредитуемую машину по таким программам весьма серьезные.
Да и государство стремится, наоборот, высадить граждан из подержанных машин – пересадив их в новенькие машины, собранные в Украине. Ведь новая машина всегда экологичнее старой, а поддержка отечественного производителя столь недешевых товаров актуальна по понятным причинам.
Так, в начале апреля одно из подразделений Кабмина объявило о разработке программы замены старых авто на новые отечественные машины, успешно работающей во многих западных странах. В украинском варианте программы предполагается за сданную государству по госцене машину старше десяти лет выдавать сертификат на 10-15 тысяч гривен – на эту сумму для участника программы уменьшится цена отечественного нового авто. Главное же, что на основную часть стоимости новой сделанной в Украине машины участник программы сможет получить еще и льготный банковский кредит. И хотя программа пока еще не принята самим Кабмином и парламентом, банкиры уже оценили ее возможности: