Перед кризисом – банковская система развивалась стремительными темпами. Депозиты текли рекой в кассы банков, кредиты выдавались самые разные: от потребительского кредитования до покупки элитной недвижимости.
Все было очень перспективно и замечательно, если бы не совокупность внутренних и внешних негативных факторов – которые замедлили ход «банковской машины» и оставили в полной неопределенности вкладчиков этого самого банка и клиентов, которые взяли кредит.
Не секрет, что многие люди имели сбережения в банках
(согласно статистике, каждый третий человек имел вклад в банке) и теперь особенно остро стал вопрос о получении средств обратно. Массовый спрос порождает массовое предложение: на бигбордах и столбах начали появляться рекламы разных организаций, которые предлагают «избавиться» от долгов. Если мнение человека, который взял кредит довольно ясно и понятно, то мнение второй стороны (банков) на такие «объявления» неоднозначно. Банки вовсю твердят: «Мы можем помочь облегчить участь должника, но для этого не нужно прятаться или пользоваться услугами третьих лиц».
Согласно банковской статистике пока только 10-12% клиентов составляющих кредитный портфель банка воспользовались различными программами лояльности. По прогнозам – этот показатель будет увеличиваться (до 25-30%). В связи с кризисом, в перераспределении кредитно-депозитных средств между клиентами банка – стали появляться различные схемы, ориентированные на возврат денежных средств из «проблемных банковских учреждений».
Сегодня существует довольно много сайтов и служб, которые могут помочь найти и свести вместе клиентов банков. Они могут с выгодой для себя получить свои денежные средства и расплатиться с кредитом. Регуляция таких отношений лежит в индивидуальном подходе, и банк сможет частично решить проблемы перераспределения финансов именно таким способом. Но в этом случае возникают трудности с размерами ссуд и депозитов, их соизмеримости и выгоды для банка. В данном случае банк только решает проблему перераспределения денежных средств, но никак не зарабатывает средства (как предусматривалось при заключении договора о ссуде и депонировании средств).
Банкротство физических лиц пока не очерчено украинским законодательством. Если юридические лица могут заявлять о своем банкротстве – то физические лица, пока, лишены этого права. Несмотря на отсутствие юридической базы – сегодня некоторые компании оказывают такие услуги физическим лицам (по большому счету – всего лишь юридическое сопровождение клиента перед банком и различными инстанциями). Эта услуга стоит очень дорого, но многие люди «покупаются» на наружную рекламу (которой сегодня предостаточно) и обращаются за помощью в такие «компании». Такие операции очень рискованные – клиент банка за раз портит отношение со своим банком и позже уже может даже не рассчитывать на банковскую поддержку в выплате кредита. Пока, такая схема находится только в теории, а банки связывают ее появление с законодательной практикой в других странах. В любом случае – они поборются в суде за свои средства, которые выдавались в качестве кредита. «Такой вариант развития отношений между банком и клиентом позаимствован из практики других стран, где другое законодательство и база финансовых законов», - сообщил Антон Шаперенков.
В любом случае, хотелось бы подытожить – что времена для банковских организаций наступили незавидные. Из-за неграмотного распределения кредитных и депозитных портфелей произошел кризис ликвидности, который привел к таким катастрофическим последствиям.
Сейчас заметны позитивные сдвиги в банковском регулировании даже относительно февраля-марта этого года. А самое главное – что наблюдается снижение ажиотажа со стороны вкладчиков. Возможно, это послужит хорошим толчком к восстановлению банковской системы, а также стабилизации экономической ситуации в стране.