Банки прогнозируют дальнейший рост неплатежей по кредитам. Уже сейчас эксперты называют цифру в 20%, но в НБУ оперируют пока только официальными показателями на уровне 2%. Многим заемщикам ошибочно кажется, что выходом из положения может стать возврат авто банку.
Сейчас уже многие заемщики так и делают, сами приезжают, отдают авто и ключи от них. Но на этом проблемы с задолженностью
только начинаются: сумма продажи залогового имущества зачастую не перекрывает задолженность по кредиту.
“Если не смогу платить по кредиту, отдам машину банку - и все дела”, - успокаивают себя заемщики. Банкиры хитро улыбаются и ставят перед фактом - машины будет недостаточно... Ведь долг на момент взыскания чаще всего выше рыночной стоимости автомобиля. Аналогичная ситуация и со стремительно дешевеющей недвижимостью - заемщика могут выставить за дверь и требовать дальнейшего погашения оставшегося долга по ипотечному кредиту. “Количество проблемных кредитов в целом по банковской системе может увеличиться в начале 2009 года”, - готовится к худшему вице-президент бизнеса “Индивидуальные финансы” Диамантбанка Анна Ткаченко. Банкиры, еще полгода назад живо раздававшие кредиты без первоначального взноса, не рассчитывали на столь резкое ухудшение экономики страны.
Если заемщик взял кредит на автомобиль полгода назад, то его машина, с учетом роста доллара, уже подешевела на 50%. В таком случае отдать автомобиль банку - не выход из ситуации, ведь еще полкредита останется непогашенным.
Заемщикам, которые взяли кредит на жилье, тоже приходится не сладко. Цены на недвижимость стремительно падают, соответственно падает стоимость залоговой квартиры. Банкиры обнадеживают и утверждают, что рискуют уйти в минус только заемщики, которые взяли ипотечный кредит полгода-год назад, и те, кто кредитовался с минимальным первоначальным взносом. У них ситуация самая тяжелая - долг банку не меняется, а квартира стремительно дешевеет. Спасти их могут только дети - по нынешним законам банк не может выселить клиента из квартиры, если в ней прописаны его несовершеннолетние дети.
Чтобы подсчитать, сколько клиент останется должен банку или сколько банк ему вернет с продажи залогового автомобиля, надо узнать рыночную стоимость автомобиля. Затем, если кредит в долларе, пересчитайте его по нынешнему курсу и отнимите от полученной суммы рыночную цену использованного автомобиля, задолженность по телу кредита и проценты на текущий момент.
Наивно рассчитывать и на страховую компанию. Сейчас страховщики фиксируют рост обращений по "якобы" угону кредитного авто. Службы безопасности СК очень тщательно проверяют такие обращения и максимально тянут с выплатами возмещений.
Очень непростая ситуация с кредитными авто затрагивает очень большое количество автомобилистов. По оценкам AUTO-Consulting, в той или иной мере в кредит покупали около 700 тыс. автомобилей. Это почти 10% всего автопарка. Конечно, часть заемщиков уже рассчиталась с банками и спит спокойно, но еще львиная доля автомобилистов с опаской смотрит на курс доллара. По предварительной информации лишь 28% кредитов были гривневые.
В зоне риска находится около 350 тыс. автомобилистов. Если сопоставить данные о числе безработных (695 тыс. на 1 декабря) с прогнозом роста их числа до 3 млн. уже в 2009 году (оценки Государственной службы занятости), то вероятность динамичного роста проблемных кредитов черезвычайно высока.