В ближайший месяц "Укргазбанк" начнет тестирование системы Fraud Detection. Она позволяет вылавливать кредитные заявки, которые подают потенциальные мошенники. По задумке, эта система должна разгрузить службу безопасности банка и сделать проверки быстрыми и беспристрастными.
полного комплекса. Делается это в ручном режиме, поэтому очень медленно. На один запрос уходит от получаса до двух часов работы специалиста, каждый из которых стоит, например, $20. Кроме того, не исключен человеческий фактор, который может означать как случайную ошибку, так и сговор с мошенниками. Компьютер за 30 секунд выдает беспристрастный ответ",- отметил начальник центра принятия решений "Укргазбанка" Евгений Руденко.
Fraud Detection убирает ручной процесс обработки заявок. Она автоматически сравнивает информацию, предоставленную клиентом, с данными из других источников. Это внешние базы данных (например, база предприятий, находящихся в стадии банкротства) или собственная информация банка (адреса, родственники и телефоны неплательщиков). Отслеживаются более восьмидесяти правил - даже такие, как мобильные телефоны неплательщиков. Клиент также может добавить свои правила.
Она назвала пять самых распространенных видов мошенничества: три из них применяются при получении потребительских кредитов и составляют наибольшую часть потерь банка. Первый вариант - человек приходит в банк со своим паспортом и получает кредит, используя поддельные данные: справку о доходах, место проживания. По сути, он лжет банку. Во втором варианте поддельное все, включая паспорта, коды и справки. В третьем происходит сговор с сотрудником фронт-офиса. Тот принимает абсолютно все заявки, в том числе по паспортам умерших людей, недействительным и утерянным документам.
В автокредитовании часто используется фиктивный автосалон. Мошенник приносит в банк счет на машину, и когда деньги переводятся в адрес салона, реально они попадают на счет частного предпринимателя. После этого мошенники исчезают.
По словам господина Руденко, самостоятельно создавать подобную систему слишком затратно. Для реализации такого проекта банк должен минимум на полгода выделить отдельный штат специалистов и обеспечить их всем необходимым. Все это время на группу разработчиков будет работать весь банк - им нужно будет давать все данные, которые они потребуют.
Fraud Detection предполагает два варианта использования. Первый - покупка программы, конструктора правил фильтрации информации, а также хранилища, в которое закачиваются базы данных. Со своей стороны банк обеспечивает помещение и необходимое оборудование для установки системы. В этом случае каждый месяц он будет доплачивать лишь за обновления баз данных и программной оболочки.
После этого специалисты банка настраивают свод правил, по которым производится отсев мошенников. Настройка необходима, потому что для потребительских, автомобильных кредитов или ипотеки используются совершенно разные правила. Затем выбираются внешние или внутренние базы данных, из которых берется нужная информация. Если предполагается слишком большой поток информации, то прокладывается специальная защищенная линия связи. Таким образом, трафик через интернет минимизируется.
Второй вариант предполагает абонентское обслуживание. Все то же самое делается на шифрованной интернет-странице, где в специальную форму можно вводить данные по каждой заявке.
По его мнению, через Fraud Detection имеет смысл проверять преимущественно мелкие кредиты. Раньше мошенники работали в одиночку - брали крупные займы и исчезали. Сейчас этим занимаются целые группы, часто из бывших сотрудников банков. Они регистрируют фирмы, скупают документы. Чаще всего такая группа разрабатывает целый регион, потом следующий. Причем часто оперируют небольшими кредитами. "Эта система поможет их отловить",- считает Евгений Руденко.
В Secure Technologies утверждают также, что Fraud Detection может работать и на позитив. Например, если заявку подает родственник заемщика с хорошей кредитной историей. Тогда это станет плюсом во время принятия решения, давать ему деньги или нет.