Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
Два года закона о валюте: что сделано и чего ждать

Только представьте, два года назад, если бы вы захотели инвестировать, скажем, в акции Apple, вам нужно было бы получать лицензию. А максимальная сумма такой операции ограничивалась 50 тыс. евро в год.

Правило успеха
"Ты можешь начинать всю жизнь, но начало - это когда ты начинаешь действовать"
Финансы

 


Финансы
Новый Доклад ВБ о сближении экономик стран Восточной Европы и бывшего СССР
02.07.08

В новом Докладе Всемирного банка отмечается, что государства Восточной Европы и бывшего Советского Союза преодолели кризис 90-ых, но для обеспечения устойчивого роста нуждаются в инновациях, социальной направленности экономического развития и интеграции с более масштабной глобальной экономикой.

В аналитическом исследовании на тему "Инновации, социальная направленность экономического развития и интеграция: От реформ переходного периода к сближению экономических институтов в странах Восточной Европы и бывшего Советского Союза с институтами в развитых странах", презентация которого
материалы в тему:
состоялась сегодня в Брюсселе, приводятся следующие выводы:

•  Рост производительности - единственно надежный путь к длительному процветанию - зависит от наличия благоприятной деловой среды, в частности, таких условий, которые способствуют развитию конкуренции, формированию тщательно продуманного финансового сектора, качественного управления, профессионализма высокого уровня и инфраструктуры.

•  Достигают фазы зрелости и приближаются к уровню развитых рыночных экономик Западной Европы такие ключевые аспекты деловой среды, как конкуренция и финансы, влияющие на поведение компаний. Наиболее четко эти сдвиги просматриваются в странах, которые недавно вошли в состав Европейского Союза. Содружество Независимых Государств (СНГ), хоть и с некоторым отставанием, но также продвигается по этому пути.

•  Незначительные темпы роста занятости населения отмечались почти повсюду, и этот показатель отражал взаимодействие следующих факторов: (i) создание новых рабочих мест новыми частными фирмами, которым удалось занять рыночные ниши, не существовавшие в эпоху централизованного планирования; и (ii) сокращение масштабов деятельности государственных и приватизированных предприятий.

•  Рост производительности и государственные выплаты, которые стали возможными благодаря повышению доходов государственного бюджета, в период с 1998-99 по 2005-06 годы вывели из абсолютной нищеты 50 из 400 миллионов человек (с уровнем доходов ниже 2.15 доллара США в день с учетом паритета покупательной способности). Если в 1998/99 году в бедности жил один из каждых пяти человек - или 85 миллионов в целом, то в 2005/06 ниже порога бедности оставался один из каждых двенадцати человек - или всего 35 миллионов.

•  Сегодня страны Восточной Европы и бывшего СССР переживают третий переходный период - период старения населения. Если не будут предприняты усилия по вовлечению в трудовую деятельность большего числа граждан, повышение эффективности использования ресурсов и реформирование систем пенсионного обеспечения и здравоохранения таким образом, чтобы они не стали неподъемным бременем для государственного бюджета, это может помешать экономическому росту.

"Осознавая важность конкуренции для реструктуризации деятельности предприятий, страны с переходной экономикой следуют примеру развитых рыночных экономик, - отметил Прадип Митра, Главный экономист Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии и автор Доклада. - Предпринимательские и финансовые сектора этих стран также достигли определенного уровня зрелости, и они все меньше и меньше зависят от семейных и неформальных источников для финансирования основного капитала".

Инновации

В процессе перехода от командной к рыночной экономике происходило сокращение промышленного сектора и расширение сферы услуг. Чрезмерно раздутые промышленные сектора сократились до масштабов, характерных для рыночных экономик. Сфера услуг, развитие которой в условиях централизованного планирования тормозилось, повсюду расширяется.

"Чтобы повышать производительность, предприятиям нужно или внедрять инновации, генерируя совершенно новые для мира научные знания, или перенимать уже существующие в мире, но новые для предприятий знания, путем их интеграции и коммерциализации", - утверждает Митра.

Мероприятия по продвижению инноваций и усвоению знаний включают внедрение новых продуктов и процессов, усовершенствование прежних продуктов и процессов, лицензирование технологий, повышение организационной эффективности и сертификацию качества.

Согласно Докладу, рост производительности - это единственно надежный путь к длительному процветанию - при наличии благоприятной деловой среды, в частности, таких условий, которые способствуют развитию конкуренции, становлению тщательно продуманного финансового сектора, формированию качественного управления, профессионализма высокого уровня и инфраструктуры.

"Рост производительности, - отмечает Митра, - выше на тех предприятиях, которые испытывают ощутимое давление со стороны отечественных конкурентов, что побуждает их внедрять новые продукты и искать новые рынки; а также в тех случаях, когда они работают в отраслях, зависящих в большей степени от внешних источников финансирования из стран с более развитым финансовым сектором; когда положения нормативно-правовой базы предсказуемы, и правовая система пользуется доверием участников рынка; когда фирмы предлагают своим сотрудникам обучение по месту работы; и когда обеспечено предоставление основных телефонных услуг, и реже случаются перебои с подачей электроэнергии".

В Докладе отражен ход формирования в регионе некоторых ключевых аспектов деловой среды и отмечается их приближение к уровню стран с развитой рыночной экономикой.

Конкуренция в регионе

Согласно результатам "Исследования деловой среды и деятельности предприятий" (BEEPS), которое проводилось в странах с переходной экономикой в 1999, 2002 и 2005 годах, а в странах с развитой рыночной экономикой в 2004-2005 годах, в период с 1999 по 2005 годы конкуренция в странах с переходной экономикой продолжала развиваться. Из общего числа фирм, которые в 2002 году работали в условиях умеренной конкуренции, в 2005 году 34 процента фирм из стран с переходной экономикой работали уже в условиях жесткой конкуренции, в то время как в странах с развитой рыночной экономикой этот показатель составил 22 процента. Из общего числа фирм, которые в 2002 году работали в условиях жесткой конкуренции, в 2005 году 18 процентов фирм в странах с переходной экономикой отмечали снижение конкуренции - по сравнению с 15 процентами в странах с развитой рыночной экономикой. В 2005 году деловая среда была наименее конкурентной в странах СНГ с низким уровнем доходов и наиболее конкурентной в странах ЕС8 и подгруппе стран ЕС-15 с более низкими доходами. Фактически, рыночные структуры стран ЕС8 и подгруппы стран ЕС-15 с более низкими доходами были почти идентичны.

Социальная направленность экономического развития

Вялые темпы роста занятости населения отмечались почти повсюду, и этот показатель отражал одновременное воздействие следующих факторов: (i) создание новых рабочих мест новыми частными фирмами, которым удалось занять рыночные ниши, не существовавшие в эпоху централизованного планирования; и (ii) сокращение масштабов государственных и приватизированных предприятий.

Согласно данным исследования, низкие темпы роста рабочих мест в странах ЕС8 и Юго-Восточной Европы обусловлены тем, что при сокращении масштабов деятельности государственных и приватизированных предприятий терялось больше рабочих мест, нежели создавалось при запуске новых предприятий, которые всегда учреждались как частные фирмы. Сближение индикаторов, характеризующих рынки труда, является результатом замедления темпов роста рабочих мест на новых предприятиях, а также снижения темпов сокращения рабочих мест на государственных и приватизированных предприятиях в тех странах, которые продвинулись по пути преобразований дальше других. Однако такое сближение еще не проявляется в странах СНГ, поскольку сокращение рабочих мест на государственных и приватизированных предприятиях не происходит так интенсивно, как в странах ЕС8 и Юго-Восточной Европы.

"Жесткая конкуренция, - отмечает Митра, - которая будет способствовать сближению институтов в странах СНГ, будет также ускорять сокращение масштабов государственных и приватизированных предприятий. Выходные пособия, программы переподготовки кадров и системы социальной поддержки сотрудников, вынужденных оставить привычные места работы, могут способствовать этому сближению путем снижения соответствующих социальных затрат".

В Докладе утверждается, что сейчас динамика занятости определяется не столько этими привычными факторами, сколько такими факторами, как наличие кадров со специальностями и уровнем квалификации, востребованных работодателями, по крайней мере, в тех странах, которые продвинулись по пути реформирования дальше других, т.е. в новых странах-членах ЕС.

Рост производительности и государственные выплаты, которые стали возможными благодаря повышению доходов государственного бюджета, в период с 1998-99 по 2005-06 годы вывели из абсолютной нищеты 50 из 400 миллионов человек (с уровнем доходов ниже 2.15 доллара США в день с учетом паритета покупательной способности).

"Если в 1998/99 году ниже черты бедности жил один из каждых пяти человек - или 85 миллионов в целом, то в 2005/06 ниже порога бедности оставался один из каждых двенадцати человек - или всего 35 миллионов, - добавляет Митра. - При условии, что деловая среда будет реформироваться и далее, доходы граждан могут постепенно повышаться, даже если перспективы трудоустройства и мобилизации трудовых ресурсов не будут улучшаться. Незанятое население является наиболее неудовлетворенным своей жизнью, поэтому для построения общества, благами которого пользуются все социальные группы населения, первоочередное внимание следует уделять решению проблем занятости".

Согласно Докладу, непрерывное сокращение бедности возможно даже без значительного роста занятости. Приобретенный с 1998 опыт года подтверждает, что рост производительности является главным двигателем сокращения бедности, непосредственно через рынок труда и косвенно - путем создания более щедрых систем социальной поддержки тех граждан, которые не в состоянии извлекать пользу из роста производительности напрямую.

Интеграция

Согласно Докладу, в начале переходного периода ключевой реформой стала либерализация цен - путем запуска реализации ходовых товаров отечественного производства по ценам международных рынков, а также благодаря началу интеграции стран Восточной Европы и бывшего СССР в мировую экономику. Если в 1994 году объем экспорта и импорта в этих странах составлял всего 15 процентов ВВП, то в 2006 году этот показатель достиг почти 35 процентов. Сектор услуг, который в период централизованного планирования не считался сферой первостепенной важности, проявил себя как активная сила в таких отраслях, как телекоммуникации, транспорт, энергетика и банковское дело, и доля сферы услуг в ВВП достигла почти 7 процентов. Но в разных странах с переходной экономикой сферы торговли имеют неодинаковые характеристики. Государства, которые стали членами Евросоюза в 2004 году, более открыты для торговли, и в 2006 году объем их экспорта и импорта составил 60 процентов ВВП.

Когда новые страны-члены Евросоюза воспользовались открывшимися в связи с членством в ЕС возможностями для закрепления реформы государственной политики и институтов, необходимых для обеспечения быстрого роста производительности и более глубокой интеграции в мировую экономику, согласованно работали как внутренние, так и внешние факторы.

"Чешская Республика, Эстония, Венгрия, Польша и Словацкая Республика, - считает Митра, - смогли привлечь значительные объемы прямых иностранных инвестиций и участвуют почти также активно, как развивающиеся страны Восточной Азии, в глобальных товарных цепочках, ориентированных на удовлетворение производственных потребностей автомобильной промышленности и сектора информационных технологий, экспортируя капитал и товары, произведенные с участием высококвалифицированного персонала. В отличие от этих стран, большинство стран СНГ экспортируют природные ресурсы и товары, произведенные недостаточно квалифицированным персоналом".

"К тому же, - добавил Митра, - остается открытым вопрос о степени использования внешних механизмов странами, у которых нет европейских перспектив - таких как Европейская политика добрососедства, вступление в ВТО, субрегиональные соглашения - в частности, в целях закрепления институтов, способствующих формированию благоприятной среды для предпринимательской деятельности".

Демография - третий переходный период

Между тем, согласно Докладу, многие страны Восточной Европы и бывшего СССР сейчас оказались перед лицом третьего переходного периода - периода старения населения. При этом достаточно трудными были пройденные политический и экономический переходные периоды. Демографические прогнозы свидетельствуют о том, что к 2025 году возраст среднестатистического словенца составит 47 лет, и тогда население этой страны будет одним из старейших в мире. Возраст одного из каждых пяти болгар превысит 65 лет. Население Украины уменьшится на одну пятую часть, а население России - более чем на одну десятую. Старение приведет к изменению доли работающего населения (от 15 до 64 лет). В итоге, после 2015 года - менее чем через 10 лет - население резко сократится в ЕС8, Юго-Восточной Европе и странах СНГ со средним уровнем доходов. Аналогичные изменения ожидаются в ЕС15, где эти изменения будут проявляться сильнее, чем в США, но слабее, чем в Японии.

"Этот вызов, препятствующий экономическому росту и обусловленный быстрым старением населения во многих странах Центральной и Юго-Восточной Европы с переходной экономикой, а также в России, Украине и Белоруссии, является серьезной и системной проблемой. Для ее решения нужно, во-первых, с максимальной отдачей использовать существующий основной капитал и трудовые ресурсы - путем осуществления таких преобразований в сфере предпринимательской деятельности, которые должны обеспечить рост производительности. Во-вторых, трудовые ресурсы страны нужно мобилизовать полностью, а не частично, а для этого нужно повысить и сравнять пенсионный возраст для мужчин и женщин. В тех обстоятельствах, когда позволяет финансовая ситуация, следует снизить налог на трудовые ресурсы, поскольку он способствует повышению затрат на наем персонала. В-третьих, надо реформировать пенсионную и здравоохранительную системы таким образом, чтобы налоговое бремя не вытеснило желаемые затраты на инфраструктуру и социальную защиту, а также частные инвестиции, имеющие целью рост производительности", - подчеркивает Митра.

"И, наконец, - добавил Митра, - организованная международная миграция рабочей силы, согласованная между отправляющими и принимающими странами, и основанная на соблюдении прав мигрантов, может стать дополнением к такому пакету стратегических мер. Миграция связана со сложными политическими, экономическими и социальными факторами, и именно по этой причине в этой сфере нужны эксперименты, направленные на совершенствование систем регулирования миграции".


http://www.uabanker.net




Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финансовые технологии
Экономика
Нормативно-законодательная база
Финансы
Депозиты
Кадровые перестановки
Обзор рынка
Банки
Рейтинг банков
События
Кредитные брокеры
Мошенничество
Потребительское кредитование
Акулы бизнеса
Финансовые пирамиды
Интересное в мире
Платежные системы
Пластиковые карты
Денежный перевод
Кредитные союзы

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.