Наверное, все очень хорошо помнят нашумевшую тему о повышение штрафов за отсутствие «автогражданки». Давайте еще раз хорошенько освежим эту информацию в своей памяти. Еще до 17 ноября, когда в силу вступил закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно совершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения
безопасности дорожного движения", пропагандировалась идея, что за использование незастрахованного по полису обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ОСГПО) автотранспорта будут накладываться весьма внушительные штрафы. Это уже не те смешные суммы в размере 8,5-17 грн, а довольно-таки пугающие цифры - 425-850 грн. Да и проверки наличия стикеров обещали быть весьма жесткими – никого не упустим, всех проверим.
Но вот пришло 17 ноября. И что выяснилось? В соответствии с законом никакого пристального контроля наличия «автогражданки» не предусматривается. Страховку будут проверять лишь во время прохождения техосмотра, при пересечении государственной границы и составлении протоколов о ДТП.
Получилось немного не то, что ожидалось, особенно для страховых компаний. Ситуация на рынке автострахования и так не радужна. Выплаты возрастают с каждым месяцем, премии не приносят желаемые суммы денег, а ОСАГО становится все более убыточным, в особенности для небольших СК, специализирующихся именно на страховании автотранспорта.
В такой ситуации весьма неплохим вариантом для страховых стало бы повышение тарифов по ОСГПО. Вот только остается не понятным – случится ли это в 2009 году. Дело в том, что здесь выступают две разнонаправленные стороны. Во-первых, это государство, которое представляет интересы населения, и, во-вторых, это страховые компании, которым повышение необходимо по ряду причин. Не стоит забывать, что сегодня дорожает практически все, включая обслуживание на СТО, замена запчастей, а вот страховые премии остаются на месте. Это попахивает невыгодой для СК.
Представители страховых компаний реалистично смотрят на сложившуюся ситуацию. Они очень хорошо понимают, что поддержки со стороны власти ожидать не очень-то и стоит. Но вот для разных компаний отобразится это по-разному. Большие СК не видят большой преграды в своем дальнейшем развитии, если даже просто откажутся от «автогражданки». А вот что будет со средними и небольшими страховщиками?
Безусловно, для повышения цен есть предпосылки, существующие уже продолжительное время. Суммы выплат страхового возмещения значительно превышают прирост премий. В связи с этим растёт и уровень выплат, за 9 месяцев этого года он достиг 37,2 %. Вместе с тем, если мы сделаем пересчёт по полисному году и отнесём сегодняшние выплаты к выплатам периода, когда был заключён соответствующий договор, то уровень выплат уже превышает 50%, а у многих компаний этот показатель даже значительно выше. Однако мы не планируем инициировать повышение базового тарифа, т.к. большинство страховщиков пока работают на минимальных значениях корректирующих коэффициентов, и у них есть возможность, в соответствии со своим портфелем, применять более высокие коэффициенты в пределах разрешённых законодательством. После налаживания эффективного контроля за наличием полисов и когда уровень застрахованных превысит хотя бы 70% , целесообразно провести повышение лимитов ответственности, которые в Украине одни из самых низких в мире, а также, соответственно, базового тарифа.
Повышение цен возможно, ведь затраты на выплату возмещений (стоимость запчастей, работы на СТО и т.д.) растут каждый месяц, а тарифы не пересматривались с 2005 года. Многие застрахованные водители понимают и сами, что суммы ответственности, предусмотренной законом, может быть недостаточно при серьезной аварии. В любом случае, инициатива о повышении цен должна исходить от М(Т)СБУ. Только на основании общей статистики по стране можно просчитать необходимый уровень цен. А пока тарифы на обязательное страхование ответственности остаются прежними, страховщики решают, стоит ли им заниматься автогражданкой. В условиях кризиса все меньше страховых компаний будут предлагать этот вид «от себя», предпочитая продавать страховки на правах агентов.