Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости
18.09.19

НБУ будет обсуждать новую законодательную базу с участниками небанковского финансового рынка
18.09.19

За продажу сельхозземель выступает лишь треть украинцев, легализацию игорного бизнеса и добычи янтаря поддерживают больше
18.09.19

Суд подтвердил штраф на 3,7 млрд грн, назначенный провайдеру Triolan за нарушение положения о ведении кассовых операций в нацвалюте
18.09.19

В Кабмине намерены отменить трудовые книжки в госорганах
18.09.19

Верховная Рада приняла закон о декриминализации фиктивного предпринимательства

Все новости >>>

7264.png

Мнение профессионала
Инвестиция в стиральную машину сегодня принесет людям большую выгоду, чем НПФ

НКЦБФР обнародовала законопроект, который прописывает основы внедрения накопительного уровня пенсионной системы в Украине. Если парламент одобрит документ, уже с 2023 году каждый работающий украинец в возрасте до 40 лет будет обязан ежемесячно отчислять в специальный накопительный фонд 2% дохода, чтобы обеспечить себе достойную старость. Со временем размер отчислений достигнет 10%.

Тимур Хромаев: глава НКЦБФР
Правило успеха
"В бизнесе есть 4 времени года, бывает лето, когда все удается, но и зима когда ничего не получается"
Страхование

18379.jpg


Интервью

Дмитрий Грицута о трансформации страхового рынка в кризисный период
05.11.09

Украинские страховые компании подвели итоги деятельности за 9 месяцев 2009 года, и уже известны первые результаты. О том, какие основные тенденции прослеживаются сегодня на страховом рынке, по каким видам страхования больше всего сократились доходы, а по каким выросли и о том,  как менялась ценовая политика страховщиков в нынешнем году Дмитрий Грицута, Председатель Правления СГ «ТАС» рассказал в интервью порталу Тристар.

- Дмитрий Алексеевич, как Вы можете
материалы в тему:
очертить основные тенденции, существующие сегодня на страховом рынке Украины?

- Объем страхового рынка по итогам 9 месяцев 2009 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизился примерно на 30-35 %. Конечно, различные СК демонстрируют весьма разную динамику доходов. Есть те, которые совсем приостановили свою деятельность в 2009 году, и те, показатели которых снизились вдвое или даже больше. Есть компании, демонстрирующие снижение объема премий на уровне рынка или меньше: примерно до 20-30%. И есть несколько компаний, которые на этом фоне не потеряли свою долю или, по крайней мере, снизили объемы своего бизнеса весьма незначительно. Это зависело от того, насколько та или иная компания оказалась готовой к новым условиям работы и как быстро смогла перестроиться. И, главное, насколько были эффективны те меры, которые предпринимались ее менеджментом в кризисный период.

- По Вашему мнению, в этом году наиболее значительно уменьшилось страхование юридических или физических лиц?

- В первую очередь кризис отразился на розничном сегменте. Именно розничные виды страхования подверглись наиболее сильным испытаниям, КАСКО в первую очередь. Потому что большая часть застрахованных машин были кредитными, а для многих банков сейчас является приоритетом погашение кредита, а не пролонгация страховки. Банки сегодня более усердно отслеживают наличие просроченной задолженности по кредиту, а не пролонгацию страховки. Корпоративное страхование потеряло меньше. Правда, корпоративные клиенты в условиях кризиса начали интенсивно менять своих прежних страховщиков, которые по тем или иным причинам не смогли выполнять свои обязательства своевременно и в полном объеме, и стали искать других, более надежных. В первую очередь это касается рынка добровольного медицинского страхования (ДМС). Связано это с тем, что объемы, которые ряд страховых компаний уже смогли сгенерировать, настолько велики, что обрабатывать их на сегодняшний момент просто невозможно.

- По каким видам страхования сократились доходы СК Украины в наибольшей степени? С чем это связано?

- Наиболее всего, как уже было сказано, сократился объем премий по КАСКО, страхованию имущества и, связанному с ним, страхованию от несчастного случая.

В среднем по рынку сокращение сборов по этим видам в этом году оценивается на уровне 40%. В большей степени падение коснулось продаж по каналу «банкострахование». По страхованию имущества тенденция совпадает с КАСКО, но уровень снижения здесь зависит от того, как та или иная компания смогла выстоять. Что касается страхования от несчастного случая, то до кризиса все заемщики, как правило, были застрахованы по этому виду. Но в банках, где нет пролонгации по договорам страхования залога, там нет и пролонгации договоров страхования от несчастного случая. Страхование юридических лиц сократилось несколько меньше, чем физических. Хотя уже есть уже ряд СК, которые отказываются от страхования автопарков по договорам КАСКО и оставляют за собой только обязательные виды страхования. Есть СК, которые не страхуют имущество, если оно не находится в залоге. Но на сегодняшний день практически две трети всех имущественных комплексов предприятий находятся в залоге у коммерческих банков. Поэтому, предлагая имущественное страхование предприятиям, СК часто сталкиваются с тем или иным коммерческим банком, где это имущество находится в залоге.

Стоит также отметить снижение объемов страхования агрорисков. В 2009 году рынок страхования сельскохозяйственных угодий, посевов и животноводчества упал в разы по сравнению с 2008 годом и, особенно, с 2007-м. Главная причина этого – отсутствие государственной поддержки страхования аграрных рисков и, в частности, посевов, что привело к снижению этого рынка. В эти дни я вернулся с ежегодной встречи перестраховщиков, которая проходила в Германии, и могу отметить, что многие из ведущих перестраховщиков мира уходят из данного сегмента страхования Украины из-за того, что к перестрахованию предлагаются очень небольшие объемы и им нерентабельно заниматься даже котировкой этих рисков. Будем надеяться, что в 2010 году господдержка в том или ином виде вернется в агросектор страхования.

Также значительно снизился объем грузоперевозок в Украине, и не только сухопутных. Особенно пострадали перевозки морем, в том числе железной руды, марганца, которые до этого каждый год имели стабильные объемы. Соответственно, снизились и объемы данного вида страхования, и доходы СК, которые страховали грузоперевозки, резко сократились.

- По каким видам страхования премии не сокращались или даже выросли?

- Здесь можно сказать только об обязательных видах страхования. В том числе авиа страховании. Авиационный парк в Украине практически не изменился, стоимость его не уменьшилась, а потому объемы страхования тут не упали.

Если говорить об ОСАГО, то по итогам 9 месяцев 2009 года в сравнении с тем же периодом прошлого года, этот вид страхования не демонстрирует снижения, а то и растет. Это связано с тем, что пик страхования по «автогражданке» в прошлом году пришелся на последние 2 месяца. (С 1 ноября 2009 года были повышены штрафы за нарушение правил дорожного движения, в том числе и за отсутствие полиса ОСАГО). Но смогут ли СК удержать этот объем и пролонгировать такие договора – еще, конечно, вопрос. Поэтому я не стал бы пока прогнозировать рост этого вида страхования по итогам 2009 года. Но, скорее всего, объемы ОСАГО останутся на уровне 2008 года, а если снизятся, то это снижение будет наименьшим среди всех видов страхования.

- Как менялась ценовая политика страховых компаний в нынешнем году? Тарифы по каким видам страхования выросли больше всего?

- Наиболее показательным здесь будет пример по КАСКО, потому что этот вид страхования наиболее распространен сегодня в Украине из числа добровольных видов страхования. Большая часть отечественных СК пошла по пути повышения тарифов на КАСКО в этом году. Связано это было с тем, что дорожала стоимость ремонта автомобилей. Хотя, надо отметить, что в противовес этому, наблюдалось снижение аварийности на дорогах, уменьшение обращений в страховые компании. Но если смотреть на эти два вектора, которые действовали в противоположных направлениях, то все-таки «перетягивал» рост стоимости ремонта. Курс валют вырос, что привело к существенному подорожанию ремонта автомобилей. Хотя ряд компаний и сейчас в рамках ужесточения конкуренции в данном сегменте страхования идут на различные акции, скидки, снижение тарифов, даже определенного рода демпинг, пытаясь любой ценой получить доходы, чтобы обеспечить свою платежеспособность. По крайней мере, в текущий момент.

- Какой на Ваш взгляд должен быть тариф страхования по КАСКО и ОСАГО, какая комиссия и какой процент в портфеле страхования должно занимать авто страхование?

- Безопасный уровень авто страхования (КАСКО, ОСАГО и Зеленая карта) в портфеле СК на сегодня составляет не более 60-65%. Убыточность по КАСКО на сегодняшний день на рынке составляет порядка 70-75%, по ОСАГО – в среднем чуть более 50%. Но портфель страхования «автогражданки» продолжает расти и, соответственно, размер убытков будет увеличиваться. Что касается стоимости КАСКО, то в крупных городах тариф должен быть в переделах 6,5-7,5%. Это справедливая стоимость среднего продукта без дополнительных опций, которые есть, как правило, в большинстве компаний. Для сельских регионов и районных центров тариф КАСКО должен составлять 4,8 – 5,5%. Размер максимального комиссионного вознаграждения по договорам КАСКО должен варьироваться в пределах 10-15%. Хотя, стоит отметить, что в некоторых случаях фиксировалось удорожание данного продукта в связи с повышением комиссии до 20-25%, а иногда и 30%.

По ОСАГО комиссия регулируется законодательно. Она не может превышать для физлиц 10% и для юрлиц, посредников – 15%. Правда, на рынке были случаи, когда при реализации полисов ОСАГО комиссия была выше, но «на горячем» никого не поймали. Тарифы и лимиты по ОСАГО сегодня обязательно надо пересматривать в сторону увеличения. Сумма лимита ответственности в 25 тыс. 500 грн. на сегодня не покрывает возможных расходов при нанесении ущерба третьим лицам.


Тимур Бекбулатов: Финансовый навигатор TRISTAR.com.ua

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2019 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.