Как будет работать новый закон "О публичных закупках"
30.12.15
Больше полугода Верховная Рада отказывалась даже включать законопроект № 3559 «О публичных закупках» в повестку дня. Шансы на то, что в бюджетную ночь он будет принят, вообще казались минимальным. Но депутаты преподнесли сюрприз — 244 голоса «за».
Закон вводится в действие с 1 апреля 2016 года для центральных органов исполнительной власти и заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования, а с 1 августа 2016 года — для всех заказчиков. Простым языком — речь идет о переводе всех закупок за бюджетные и собственные средства (для госпредприятий) из «бумажного» в
Сейчас торгами ведает тендерный комитет, состоящих из сотрудников госоргана или самого предприятия. Они объявляют в вестнике «Зовнішторгвидав» информацию о торгах. Традиционно компании-участники подают пакеты документов и свои ценовые предложения. И чаще всего именно на этом этапе происходят основные коррупционные нарушения. Отсечение неугодного поставщика по формальным признакам — дело техники. В результате побеждает «свой» подрядчик с завышенной ценой.
В электронных закупках заказчик только объявляет тендер, его подхватывает любой желающий, предложивший меньшую сумму, а уже потом победитель подает все требуемые документы.
Администрирует электронные торги сайт ProZorro, находящийся на балансе Transparency International. ProZorro — это всего лишь открытый исходный код и сервер, на котором публикуется информация о гостендерах. К нему подключены частные сайты — торговые площадки. Сейчас среди партнеров ProZorro такие ресурсы, как Smarttender.biz, E-tender.biz, Dzo.com.ua, Public-bid.com.ua, Newtend.com, Zakupki.prom.ua и др. Именно на них физически проходят тендеры.
Площадки берут комиссию с каждого желающего поучаствовать. Для тендеров, сумма которых превышает 35 тыс. грн., комиссия составляет 175 грн. «В Украине ежегодно заключается полтора миллиона новых контрактов», — говорит замминистра экономического развития и торговли Макс Нефедов. Рынок пока только создается: сейчас таких площадок восемь, а еще несколько месяцев назад их было шесть. Тут, к слову, самая большая ложка дегтя в бочке меда. Большинство сайтов не дает представления о своих учредителях, не имеют какой-либо исходной юридической информации о себе, и фактически невозможно отследить, есть ли у них общие собственники и т. п.
С начала 2015 года государственные заказчики уже имели возможность самостоятельно проводить тендеры в электронном формате, однако лишь так называемые «допороговые» — на услуги до 1 млн грн. и товары до 100 тыс. грн. Первым из министерств к системе подсоединилось Минобороны, больше всего участников электронных торгов было у Мининфраструктуры. Причем, еще по состоянию на октябрь, общий оборот электронных торгов был 3,6 млрд грн. Но с осени Министерству обороны и Министерству инфраструктуры разрешили все без исключения торги проводить в электронном режиме, поэтому оборот существенно вырос — до 6,5 млрд грн по состоянию на 25 декабря.
Замминистра экономического развития и торговли Нефедов и прочие идеологи реформы в сфере госзакупок считают, что перевод в электронный формат поможет эффективно бороться с коррупцией. Экономию они считают следующим образом. У какого-либо районного госучреждения или государственного предприятия есть бюджет на закупку товаров и услуг. В 2014 г. разница между бюджетом и фактической ценой была меньше 0,5%. То есть госорганы и госпредприятия тратили на 0,5% меньше от запланированной суммы. Бюджет формируется обычно как факт прошлого периода плюс инфляция. «Мы считаем экономию как разницу между плановой стоимостью (бюджетом) и фактической стоимостью закупки», — говорит Нефедов. В системе электронных торгов по состоянию на октябрь она составила 8,5%. В деньгах — 300 млн грн. На конец декабря было сэкономлено уже 500 млн грн.
Но по-настоящему эффект будет виден, когда электронные торги будут переведены на все государственные тендеры. За январь-сентябрь 2015 года за счет госсредств были закуплены товары и услуги на 176 млрд грн. Еще больше оборот в системе государственных предприятий, которые формально распоряжаются не бюджетными, а своими деньгами. Собственно, по этой причине в названии законопроекта отказались от привычного слова «госзакупки», выбрав более подходящее — публичные. Вместе с ними по итогам 2015 года объем публичных закупок может составить до 0,5 трлн грн — чуть меньше, чем годовой бюджет страны. Если сумма экономии будет такой же, как в допороговых (около 10%), то с 2017 года, когда электронные закупки полноценно заработают, ежегодная экономия составит до 50 млрд грн.
Хотя законопроект о публичных закупках предусматривает много технических изменений в дополнение к самому факту перевода на электронные закупки, всего этого не достаточно для эффективной экономии. Ведь она достигается не только за счет пресечения коррупции, но и благодаря повышению эффективности траты средств, чего невозможно сделать при отсутствии доверия бизнеса к государству.
Например, заместитель главы Мининфрастуктуры Алексей Соболев говорит, что с постепенным увеличением объемов закупок падает среднее количество участников, которое по его ведомству скатилось с больше чем трех до 2,6. Чтобы была экономия, нужно, чтобы бизнес приходил на торги. Особенно, если речь идет о крупном бизнесе и крупных тендерах.
«Помните секретные тендеры, куда приглашают только „своих“? Миллионные контракты, которые интересуют только компании „Рога и копыта“ с уставным капиталом 1000 грн?», — иронизирует глава Мининфраструктуры Андрей Пивоварский. С 25 декабря на сайте его министерства появилась база закупок на 2016 год, а также финансовой информации, например, об остатке средств на счетах. Уже сейчас там планов на 5,3 млрд грн. и эта цифра будет увеличиваться (до 18 млрд грн по мере подключения предприятий министерства к системе). Смысл данной информации в том, что крупный бизнес теперь может строить свои планы на год вперед, видеть, кто, когда и за сколько собирается покупать, а не узнавать об интересном тендере постфактум.