Как не оказаться без выплаты при покупке страхового полиса
26.08.10
Страховой рынок лихорадит полтора года, и эту лихорадку могут не пережить шесть крупных страховых компаний. По словам главы Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Василия Волги, акционерам этих компаний срочным образом придется поправить финансовое состояние своих финучреждений, или им введут временные администрации. В целом, по информации его ведомства, реальный дефицит резервов украинских страховых компаний составляет порядка 1,5 млрд. грн.
рынка включить режим жесткой экономии. И экономят, конечно, прежде всего, на страховых выплатах. Можно сказать, что на рынке страховых услуг компании начали негласно соревноваться в играх под названиями «кто выплатит меньше» и «кто не выплатит подольше». По данным самих страховых компаний, «здоровый» страховщик сегодня отказывает в выплате возмещения в среднем в 10–15% случаев от общего количества урегулированных дел. Процент отказов в «больных» компаниях зачастую достигает 99%.
Руководствуясь при составлении текстов договоров принципом «что не запрещено законом – то разрешено», юристы компаний демонстрируют весь свой творческий потенциал. Скажем, прописывают в договорах взаимоисключающие положения или пункты с двойной трактовкой. Когда у компании плохо с финансами, воспользоваться этой «кнопкой» очень легко: одним клиентам отказывают, другим – выплачивают разве что по решению суда.
Для беспечного и невнимательного клиента страховой компании «мины» в договорах страхования могут стать неприятным сюрпризом и принести немало хлопот. Обычно их прячут в процедуре оформления страхового события, в перечне событий (факторов), при которых применяются особые условия, и в процедуре расчета страхового возмещения.
Самым популярным сегментом среди клиентов является автострахование. Впрочем, оно же и наиболее невыгодно для самих страховщиков. Именно в этом сегменте и случается больше всего казусов.
Любимый прием страховых компаний – усложнить процедуру страхового события. Вам могут отказать в выплате страховки, если вы не позвонили в компанию с места ДТП или не прошли тест на алкогольное опьянение в течение нескольких часов после дорожного происшествия. В договоре КАСКО также частенько присутствует пункт, в котором страховщик оставляет за собой право решать выплачивать 50% возмещения или не покрывать его вообще, в случае если страхователь грубо нарушил правила дорожного движения. «При этом в договорах страхования обычно предусматривается достаточно широкое определение термина, и под формулировку «грубое нарушение ПДД» фактически подпадает почти любое нарушение ПДД», – уверяет начальник отдела судебного урегулирования корпорации Ukrainian Business Group Ольга Ускова. По ее словам, страховщики частенько манипулируют и таким понятием, как «грубая неосторожность», под которое могут попасть почти все действия страхователя.
Если страховщик не хочет или не может выплачивать страховое возмещение своему клиенту, он может придраться к любой мелочи. Например, составляя заявление о возмещении убытка, страхователь указал свое фактическое место проживания, а не место регистрации, указанное в паспорте. Эта досадная неточность может быть расценена как факт предоставления недостоверной информации и являться основанием для отказа в выплате страховки. Более того, в договорах практически всегда прописано, что страховая компания имеет право задержать выплату, если у нее есть обоснованные сомнения в достоверности предоставленных документов. По словам адвокатов, подтвердить обоснованность таких сомнений практически ничем нельзя, поэтому клиент рискует максимально долго не получить страховое возмещение.
Нравится страховщикам вписывать всякие уловки и в раздел договора, где речь идет о документах, которые нужно предоставить компании при наступлении страхового случая. Как говорят юристы, в этой части договора можно встретить такой вид документов, как «иные документы». При такой формулировке с высокой долей вероятности можно предположить, что страхователь не получит положенного ему возмещения, потому что просто не сможет принести тот необходимый документ, который потребует страховая компания. А количество этих «иных» документов воистину неограниченно.
Встречаются и такие случаи, когда на каждый вид застрахованного риска в договоре указаны десятки видов исключений, и при их анализе можно прийти к выводу, что фактически застрахован только тот подвид риска, наступление которого крайне маловероятно. Скажем, клиент застраховал риск «уничтожение имущества вследствие пожара», при этом в тексте документа указано, что исключением являются случаи, когда пожар возник по причине замыкания проводки. Таким образом, получив заключение пожарников о том, что возгорание произошло ввиду замыкания в проводке, страховая компания отказывает в выплате.
Прежде чем сделать выбор между «подписать» или «уйти», директор направления Product management CК «Альфа Страхование » Ася Трубицкая настоятельно рекомендует внимательно прочитать весь договор. Ведь «мины» будут не так страшны для страхователя, который о них осведомлен, и он будет более осторожно и тщательно подходить к процессу оформления страхового события.