Быстро получить от страховщика выплату в случае ДТП - мечта любого автовладельца. Ведь разбирательство "кто прав, а кто виноват" затягивается в судах иногда не на один месяц. "Деньги" выяснили, как можно получить свои "кровные" в кратчайшие сроки и, желательно, не прибегая к помощи Фемиды.
страховой компании мне сообщили, что по КАСКО выплата будет произведена в течение пяти дней. Я ужасно обрадовался. Но поскольку я - юрист, то знаю, что судьбу возмещения по "автогражданке" обычно решает суд, который должен установить виновника аварии. Поэтому второй выплаты (по ОСАГО) я приготовился ждать не один месяц. Однако вместо суда страховая компания направила меня в районное управление инспекции за расширенной справкой ГАИ, на основании которой свои деньги я получил через несколько недель", - рассказывает юрист Андрей Попов.
В столь блестящий финал истории с выплатами верится с трудом (иногда страховщики очень уж не любят платить клиентам), если бы не одно "но". Все это случилось с одним из знакомых автора статьи, и не доверять ему у нас нет никаких оснований. "Деньги" решили выяснить: так когда же страховщики согласны возмещать ущерб без всякого суда, а когда, наоборот, - затягивают выплаты до бесконечности, дожидаясь судебного решения?
Без суда и следствия
При возмещении ущерба по автоКАСКО, как известно, до суда дело доходит редко. Чтобы осуществить выплаты, для страховой компании достаточно только справки ГАИ, из которой можно будет понять, клиент был пьян или трезв, нарушил или не нарушил Правила дорожного движения, каковы были причины аварии и так далее.
Обычная справка ГАИ подтверждает лишь факт наступления ДТП, в ней указано конкретное лицо, управлявшее автомобилем во время аварии, а также марка и номер автомобиля. В этом документе содержится описание видимых повреждений машины.
Расширенная справка ГАИ вдобавок включает в себя информацию о всех участниках аварии (вместе с адресами их проживания), серии и номера их водительских удостоверений, определяет трезвость и вменяемость водителя в момент аварии, содержит данные о нарушителе Правил дорожного движения и конкретном пункте Правил, который им был нарушен, а также название суда, в который будут направлены материалы по делу об административном правонарушении.
В случае наступления страхового события по полису автоКАСКО страховщик может затребовать решение суда по факту ДТП только как дополнительный документ при проведении служебного расследования (когда есть подозрение в том, что клиент - мошенник). Не обойтись без суда и в том случае, если стороны не нашли взаимопонимания в вопросах оценки ущерба или размера выплаты. Но большинство выплат (или отказов в них) по КАСКО происходят все же "без суда и следствия".
Более того, именно по КАСКО многие страховщики переходят на ускоренное урегулирование при повреждении хрупких элементов (стекол, фар, бамперов, спойлеров), и при незначительной сумме убытка (до 2-5% стоимости авто). Больше всего радует то, что регистрировать ДТП и предоставлять справку ГАИ вовсе необязательно.
К примеру, СК "Страховые традиции" выплачивают деньги через три рабочих дня с даты предоставления всех необходимых документов при размере убытка до 3% страховой суммы, а также если нет второго участника страхового события. При этом заключение ГАИ не требуется. Похожую "фишку" предлагает и "ВУСО", которая обещает возмещать 2-3% страховой суммы за вычетом франшизы и тоже без свидетельства компетентного органа.
А вот при возмещении ущерба по "автогражданке" все не так-то просто. Ведь получить выплату имеет право только тот, кто пострадал от зачинщика аварии, вина которого доказана судом. Такой порядок предусмотрен законодательством, это удобно подчас и страховщикам: больше возможностей увильнуть от выплаты или хотя бы затянуть ее.
При этом по ОСАГО процедуры выплаты без привлечения суда индивидуальны у каждой компании. Одни страховщики, не получив решения суда, вообще не платят возмещения (таких, к слову, большинство). Но есть и те, кто устанавливают определенный лимит (до $600-1200), в рамках которого выплату производят по расширенной справке ГАИ - не дожидаясь решения суда. Могут быть установлены и типы ДТП, при которых выплата происходит также по справке ГАИ (наезд на пешехода, столкновение с другим авто и повреждение при этом только транспортного средства и так далее).
Так что, прежде чем покупать ОСАГО, нужно поинтересоваться у страховщика, а как он обычно проводит урегулирование убытков? Если в компании принято ждать решения суда, то иногда это может быть просто невыгодно страхователю, на которого, скорее всего, будет "давить" пострадавшая сторона, требуя денег.
"Нам бы справочку!.."
Если компания согласна произвести выплату потерпевшим по расширенной справке ГАИ, то добиться возмещения ущерба можно в рекордно короткие сроки - 3-5 дней после предоставления всех документов. Для сравнения: решения суда иногда приходится ждать 2-12 месяцев, в зависимости от сложности дела.
Но расширенную справку ГАИ тоже еще нужно получить! Обычно запрос на получение справки подает сама страховая компания. Срок, в течение которого ГАИ обязана отреагировать на полученный запрос, составляет 30 дней, хотя страховщики жалуются, что инспекция часто затягивает выдачу справки, поэтому они вынуждены ее немного "встряхивать", дабы ускорить процесс.
Получение справки не бесплатное. Если дело касается договора КАСКО, то страховщик обязан перечислить ГАИ 83 грн. Это может сделать и клиент, а в будущем данная сумма должна быть учтена при расчете страхового возмещения и включена в сумму страховой выплаты.
А вот владельцам ОСАГО расширенную справку ГАИ должны выдавать бесплатно. Хотя, к сожалению, это не всегда так. Есть области, где документ, действительно, выдают "за красивые глаза", но есть и те, где выдают только при наличии оплаты (обычно до 100 грн.).
Работа над ошибками
Процесс урегулирования убытков по "автогражданке" очень сильно зависит от поведения самого страхователя после ДТП. Многие отказы в выплате бывают связаны с нарушением условий страхования и изменением обстановки ДТП после аварии.
При нарушении обстановки ДТП ГАИ или аварийному комиссару бывает непросто восстановить реальную картину происшествия, в итоге дело с выдачей справки и, соответственно, с выплатой может затянуться.
Изменение обстановки аварии грозит и тем, что у страховщика появляется возможность выдвинуть обвинение в попытке страхового мошенничества. В этом случае компания может и вовсе отказать в выплате, а виновнику ДТП придется самому решать свои проблемы с возмещением ущерба пострадавшим.
Поэтому, чтобы ускорить процесс урегулирования убытков, при аварии всегда нужно следовать "памятке" - рекомендациям страховщика, прилагающимся к основному договору.
Как правило, суть инструкции сводится к следующему: при наступлении страхового случая необходимо сразу же вызвать ГАИ и аварийного комиссара своей компании, записать контакты второй стороны и, желательно, очевидцев, не перемещать предметы в зоне аварии, дожидаться приезда инспектора и оформления документов на месте.
Кроме того, авто нельзя ремонтировать, пока страховщик не выдал свое экспертное заключение, так как потом могут возникнуть споры относительно заявленных повреждений, которые нужно видеть, фотографировать, оценивать.
В случае, если страхователь не согласен с выводом страховщика относительно размера ущерба, можно привлечь независимого эксперта. Конечно, это выльется в дополнительные 100-300 грн. (в зависимости от масштабов аварии).
Однако если дело все же дошло до разбирательства, и компания отказывается идти навстречу, клиент в силах хотя бы не допустить затягивания судебного процесса.
Кстати, страховщики успокаивают, что в последнее время ситуация значительно улучшилась, и дела по административным правонарушениям рассматриваются уже не дольше месяца.
Ну а если клиент вел себя на месте происшествия как "пионер", но страховщик все-таки отказывается от выполнения своих обязательств или обещает перечислить возмещение, но не делает этого, то, как уже неоднократно писали "Деньги", самые действенные меры воздействия - жаловаться в Госфинуслуг или обращаться в суд. Причем суд будет уже рассматривать дело не о ДТП, а о законности действий страховщика. В результате пострадавший может добиться не только выплаты, но и компенсации морального ущерба, нанесенного страховщиком.
Быстрый расчет
Что делать в случае ДТП, чтобы обойтись без суда?
При аварии выполнить все требования страховщика (сообщить о страховом случае, вызвать ГАИ).
Заполнить заявление о наступлении страхового события.
Предоставить поврежденный автомобиль для осмотра представителем страховой компании (при необходимости -- привлечь независимую экспертизу).
Получить расширенную справку ГАИ, на которой обязательно должны быть печать компетентного органа, а также должность, фамилия, инициалы и подпись человека, который ее выдал (по КАСКО она стоит 83 грн., по ОСАГО -- бесплатная).
Предоставить страховщику все необходимые для выплаты страхового возмещения документы, которые указаны в договоре страхования:
заявление о наступлении страхового события и выплате страхового возмещения;
копию договора страхования;
копию свидетельства о регистрации транспортного средства;
копию водительского удостоверения водителя, который управлял транспортным средством во время наступления страхового события;
копию паспорта страхователя–физического лица;
копию справки о присвоении идентификационного номера страхователя–физического лица;
копию документов, которые свидетельствуют о праве водителя управлять транспортным средством страхователя (если за рулем был не собственник);
документы ремонтных предприятий (наряд-заказ, калькуляции, счета), где будет производиться восстановительный ремонт транспортного средства, с перечислением восстановительных работ и их стоимости, а также стоимости деталей, которые подлежат замене;
Что делать,в августе 2012 произошло ДТТ. В мой автомобиль, нарушив правило проезда равнозначных перекрестков
(помеха справа) врезался Москвич, причинив мне ущерба на более 35,000грн.
Он был застрахован по ОСАГО в СК Добробут.В сентябре 2012 был суд, его признали виновником ДТП,
оштрафовали на 340 грн. После суда, я подал в его СК все необходимые документы, а сам за свои деньги,
взявшие в кредит отремонтировал свой автомобиль. Прошло 3 месяца с момента подачи документов в СК,
но от СК ни ответа ни привета, в Кривом Рогу закрылись все их филиалы, в Киевском офисе отвечают что все
выплаты СК Добробут заморожены.
Еженедельно созванивался со Ск на протяжении всех 3-х месяцев я понял, что мои документы за весь срок
скорее всего даже не рассматривались. 15.11 2012 обращался в письменном виде к Моторо транспортное бюро, Госфинуслуг Украины, но
ниоткуда не получил ответа. Дмитрий 16.09.13
Требуйте возмещение ущерба непосредственно с самого виновника аварии!