Сокращение потоков клиентов, которых поставляли банки, заставляя заемщиков страховаться при получении кредитов, вынудили СК ринуться на открытый рынок. В погоне за недополученными платежами компании проявляют невероятную изобретательность. Они азартно предлагают всевозможные акции, обещая клиентам «уцененные» полисы, невероятно выгодные условия страхования и страховки «в подарок».
Активнее всего компании распродают полисы КАСКО и обязательной «автогражданки», попутно сбывая с рук малопопулярные страховки от
несчастного случая и добровольное страхование ответственности автовладельцев. Однако на поверку щедрость страховщиков выходит страхователям боком. Качество акционных полисов, как правило, вполне соответствует их сниженной цене, а «дармовые» страховки, в конечном счете, обходятся клиенту не так уж и дешево за счет надбавок, которые страхователям приходится оплачивать по другим видам страхования.
Украинские страховщики все больше переориентируются на работу с населением. По данным Госкомиссии по регулированию рынков финансовых услуг, в первом квартале текущего года объем премий, собранных СК, вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года более чем на 50%, достигнув 5,360 млрд. грн. Практически треть поступлений страховщиков (1,674 млрд. грн.) обеспечили физлица. Количество договоров с населением за этот период возросло почти на 55%.
Согласно статистике небанковского регулятора наиболее востребованным видом по-прежнему остается имущественное страхование, удельный вес которого переваливает за 57% в общем объеме собранных чистых премий. Второе место по сборам уверенно занимает добровольное личное страхование — 9,3% (346,1 млн. грн.). Доля страхования жизни пока едва превышает 6% в общем объеме рынка, добровольного страхования ответственности — 2%.
Активизация страховщиков на розничном рынке незамедлительно обернулась ростом объемов возмещений. За январь–март текущего года украинские компании выплатили почти на 100% больше, нежели в первом квартале прошлого года, расставшись с 1,543 млрд. грн. В результате уровень чистых выплат по рынку (соотношение платежей и выплат) вырос к 1 апреля текущего года до 39,6% (в первом квартале 2007 года — 27,4%). Страховщики отмечают, что наиболее разорительными сейчас являются те виды страхования, которые пользуются среди украинцев наибольшей популярностью. Чемпионом по выплатам эксперты называют автоКАСКО, где уровень выплат нередко достигает 60–80%, а также добровольное медицинское страхование, убыточность которого сегодня находится в пределах 50–60%
Друг в беде не бросит
Некоторые страховщики, чтобы сохранить связи с банками, участвуют в совместных акциях. Например, если финучреждение предлагает заемщикам дешевые кредиты, СК берутся отчасти компенсировать его потери от снижения ставок по займам. Компании охотно «отстегивают» финансистам комиссионные за посредничество, достигающие 30–40% от платежа по залоговому страхованию.
Чтобы самим не остаться внакладе, СК при этом взвинчивают цены на полисы страхования залогов. К примеру, если полис автоКАСКО для залоговых авто в среднем обходится 5,5–6%, то для заемщиков, получающих дешевый кредит, стоимость договора может подскочить до 8% и более.
Другие компании стараются угодить банкирам, предлагая их клиентам максимально лояльные условия страхования. К примеру, УСК «Веста» (новое название «Альфа Страхование») предоставляет 50%-ную скидку на полисы КАСКО всем заемщикам, получившим кредит на покупку машины в Альфа Банке. Согласно акционным условиям, стоимость автострахования составляет всего от 2,79%. Причем покрытие включает все насущные риски — от ДТП до угона.
Однако на практике страхователи, сэкономившие на полисе, могут рассчитывать на выплату далеко не во всех ситуациях. При наступлении страхового случая, когда автомобиль поврежден более чем на 70% (например, крупное ДТП или угон), клиенту полностью компенсируется ущерб. Если же повреждения будут незначительными, клиент получит компенсацию только после внесения дополнительного платежа и оплаты полной стоимости полиса. Если заемщика не устраивают подобные условия, он может приобрести обычную страховку по стандартному тарифу.
Некоторые компании попутно пытаются повысить интерес к своим продуктам, обещая оплатить все убытки страхователя «в течение трех дней после ДТП». Но на самом деле такие «мгновенные» выплаты бывают сильно ограничены по сумме, по рискам и производятся только после того, как клиент предоставит полный пакет документов», — констатирует начальник управления маркетинга СК «Украинская страховая группа» Ярослав Кырылив.
Бесплатный сыр
Страховщики проявляют гораздо меньшую щедрость, если речь идет о продаже полисов КАСКО страхователям, не связанным кредитными обязательствами перед банком. В этом случае скидки, которые обещают компании, редко превышают 10–20%. Например, СК «Проксима» готова скостить клиентам 10% от стоимости каско, если те приобретут полис обязательной «автогражданки», «PZU-Украина» предлагает страхователям 5%-ный бонус.
Такие умеренные дисконтные программы страховщики вполне могут себе позволить при прямых продажах. Ведь в этом случае они изрядно экономят на комиссионных, которые обычно выплачивают банкам и автосалонам. Более значительные скидки, в конечном счете, могут весьма серьезно отражаться на качестве полисов. «Нельзя забывать, что очень часто акционные программы подразумевают «урезанное» покрытие, поэтому предоставление скидки является чисто номинальным», — отмечает Игорь Запорожец, андеррайтер СК «Allianz Украина». Недоплатив за КАСКО, скупой автовладелец должен быть готов к тому, что обнаружит в договоре полный букет неприятных исключений, начиная с 3–5%-ной франшизы и вычитаемой страховой суммы и заканчивая начислением амортизации авто буквально с первых дней его эксплуатации.
СК «АСКО-Медсервис» обещает снабдить всех автострахователей полисами медицинского страхования, которыми те смогут воспользоваться исключительно в случае ДТП. Страховка включает программы «Скорая помощь» и «Неотложный стационар» и обходится клиенту всего в 1 грн. УСК «Веста» запустила комплексную программу, согласно которой клиент при наличии полиса «автогражданки» получает 70%-ную скидку на полис добровольного страхования гражданской автоответственности. НАСК «Оранта» пошла еще дальше. В рамках акции «Тройная выгода» компания предлагает обывателям прибрести полис автоКАСКО и получить в нагрузку целых два полиса — страхование от несчастного случая на транспорте и добровольную «автогражданку» — стоимостью 2 гривни каждый.
Устанавливая лимит по ответственности на уровне 50 тыс. грн. и более при франшизе в 25,5 тыс. грн. (именно такое покрытие гарантирует обязательное страхование автоответственности), СК знают наверняка, что им не грозят катастрофические выплаты. Средний размер возмещения по «автогражданке» сегодня составляет порядка 6 тыс. грн. Поэтому, увеличив лимиты ответственности даже до 100 тыс. грн., компании могут спать спокойно.