Преступление и наказание при страховом мошенничестве
08.12.09
Сегодня рынок украинского страхования развивается, даже не смотря на системные вызовы, которые бросает непростая экономическая ситуация. Он находится еще в стадии становления и именно поэтому на нем так распространено мошенничество. Некоторые недобросовестные страхователи, используют все доступные им «возможности» для махинаций с целью получения личной материальной выгоды.
На данный момент у страховых компаний как бы «связаны руки» в отношении принятия каких либо карательных действий для наказания мошенников в
страховании, но они все равно предпринимают решительные меры в отношении таких клиентов. Хотя тема мошенничества сегодня и порядком избита, корреспондент портала Тристар узнавал о том, как СК предупреждают и борются с ним.
Как мы можем убедиться, мошенничество всегда легче предупредить, нежели потом с ним бороться. Если обратить свое внимание на европейскую практику страхования, то мы можем ясно увидеть метод эффективного взаимодействия СК против мошенников. Конечно, там нет такой коррупции как на Украине, но все-таки сплоченность в едином решении противодействия мошенникам там просто очевидны. Украинские СК предпочитают выяснять благонадежность клиента на этапе подания заявки о страховании того или иного объекта, при определении возможности выплаты страхового возмещения и т.д. Украинские страховщики предпочитают не иметь дела с неблагонадежными или т.н. «проблемными» клиентами и тем более не допускают получения ими денежных средств. Европейские СК предпочитают, в основном, пострадавшей стороне сначала выплачивать компенсационные суммы, а уже потом «разбираться». В любом случае, если будет обнаружена мошенническая схема – то СК будет иметь все предпосылки для того, чтобы выдвинуть обвинение против мошенников. И нужно сказать, что такая регуляция дает свои плоды. Быть может, такая же схема противодействия мошенникам сможет помочь борьбе с последними и на Украине?
В наших условиях необходимо два вектора развития противодействия мошенникам. Во-первых, это информирование потенциальных страхователей не только об ответственности страховщика, но и об ответственности клиента (сейчас только клиент считает, что может требовать с СК, а не наоборот). Параллельное внедрение законодательной базы, которая предусматривала бы самое серьезное наказание за попытку обмануть страховщика (кроме того, привлечение всех участников махинаций, а не только страхователя). Во-вторых, сегодня просто необходимо создание общей базы страхователей, которая могла бы принести пользу. На данный момент страховщики, видимо, не считают нужным делиться базами своих «проблемных» клиентов. Но, может случиться так, что опальный клиент из небольшой СК придет в крупную, и там ему удастся произвести мошеннические действия, чего можно было бы избежать в случае существования общей базы проблемных клиентов. В любом случае, вопрос сегодня стоит ребром, и решать его можно и нужно.
Какие меры наказания предусмотрены для страховых мошенников сегодня?
Привлечение к уголовной ответственности. Например, по статьям:
Ст. 190. Мошенничество карается штрафом в размере до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан, общественными роботами на срок до двухсот сорока часов, исправительными роботами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет.
Ст. 290. Уничтожение, подделка или замена номеров узлов и агрегатов транспортного средства наказываются штрафом от ста пятидесяти до двухсот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправимыми роботами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет.
Предусмотрена гражданская ответственность нарушителей, путем возмещения причиненного материального ущерба их действиями (бездействием) в судебном порядке (в рамках криминального или гражданского судопроизводства).