Американские площадки FFN и DebtX не справились с задачей Нацбанка и не смогли найти покупателей на его активы хотя бы за 9-11% от стоимости залоговых кредитов. Теперь пулы кредитов на 13,6 млрд грн будут расформированы и выставлены на голландские аукционы на «Prozorro.Продажи». Участники рынка считают, что НБУ не стоило использовать пакетную продажу активов, которые еще не торговались, теперь же шансы продать хоть какие-то лоты повысились.
Мегапроект Национального банка по пакетной продаже на американских площадках прав
требований по корпоративным кредитам, которые НБУ получил от банков-банкротов в обеспечение рефинансирования, завершился провалом. Спустя месяц после неудавшегося аукциона Нацбанк и ФГВФЛ поставили крест на инициативе: теперь два пула кредитов на общую сумму 13,63 млрд грн расформируют и начнут продавать отдельными лотами.
«Дочка» американской FFN в сентябре не смогла продать задолженность по 47 кредитам объемом 7,093 млрд грн, а «дочка» DebtX – 58 кредитам на 6,54 млрд грн. Уже в ноябре эти кредиты будут выставлены на «Prozorro.Продажи». «Мы сумели убедить наших коллег из Нацбанка, что поскольку у нас появился новый инструмент в виде голландского аукциона, то нужно продавать в розницу, – заявил директор-распорядитель ФГВФЛ Константин Ворушилин. – Мы хотим получить максимум от индивидуальной продажи».
ФГВФЛ предлагает из 105 кредитов сформировать 80 лотов. «Все кредиты выставляются, просто по принципу перекрестных залогов или целостно-имущественного комплекса мы не можем иногда разделить такие кредиты на разные лоты», – сообщила заместитель директора-распорядителя ФГВФЛ Светлана Рекрут.
История неуспеха
Впервые сообщалось об интересе американских площадок к украинским NPL еще в марте 2016 года. Тогда источники издания сообщали, что американская площадка First Financial Network интересуется «кредитами, которые выдавались промышленным и аграрным предприятиям Дельта Банком», и якобы она была готова найти на них покупателей, способных заплатить всего 5% от суммы долга. И действительно, кредиты Дельта Банка в итоге вошли именно в пул на этой площадке.
Спустя две недели директор департамента консолидированной продажи и управления активами ФГВФЛ Юлия Берещенко подтвердила, что «Фонд ведет переговоры с площадками из США и Европы». Уже в мае директор департамента управления рисками НБУ Игорь Будник сообщил, что в Украину заходят американские площадки First Financial Network (FFN) и Debt Exchange (DebtX).
Источник в НБУ пояснял, что при FDIC (американский аналог ФГВФЛ) работает три площадки для продажи кредитов заемщиков банков-банкротов, но только две из них согласились на уговоры НБУ и зарегистрировали «дочки» в Украине. Третья аккредитованная при FDIC площадка Mission Capital Advisors не захотела работать у нас.
Почти год им понадобился на регистрацию «дочек» – ООО «Фьост Файненшиал Нетворк Юкрейн» и ООО «Дебтекс Украина» – и согласование условий сотрудничества. Только в марте 2017 года ФГВФЛ объявил о начале пилотного проекта по продаже порядка 10 млрд грн кредитов восьми банков через эти площадки. Участники рынка заподозрили НБУ в желании продать активы «за копейки» своим людям.
НБУ детально объяснял, почему он решил заняться пакетной продажей кредитов, которые до этого продавал только поштучно. «Потенциальные покупатели в Украине хотят купить как можно дешевле. Мы были очень заинтересованы в открытии рынка для иностранных покупателей и приходе иностранных фондов. Это был один из факторов, почему НБУ решил продать через американские площадки – чтобы привлечь международных покупателей. Нам удалось привлечь внимание к этому рынку», – отмечает Константин Ворушилин.
Летом площадки начали искать покупателей на кредиты, обеспеченные залогами. И нашли их. «Одним лотом заинтересовались 14 покупателей, вторым – восемь», – говорила накануне торгов Светлана Рекрут. Украинских инвесторов было больше, чем иностранных. Проблемными кредитами заинтересовалась даже компания ICU и ПУМБ. Все участники направили в Фонд индикативные цены, по которым они хотели бы купить лоты. Прием заявок закончился 19 сентября.
Однако торги 21 сентября не состоялись. Из двух десятков покупателей всего трое зарегистрировались в торгах. «Заплатили гарантийный взнос двое участников на одну площадку, на вторую – не платили. Поэтому на одной площадке торги даже не начались, а на второй – были признаны несостоявшимися, поскольку ценовые предложения были ниже стартовой цены», – признала Светлана Рекрут.
Речь идет о том, что стартовая цена лота на FFN составляла 810 млн грн (11,4% от объема задолженности), на DebtX – 600 млн грн (9,2%). «Нам не предложили даже половину того, что мы хотели», – сказал вчера Константин Ворушилин. То есть инвесторы предложили даже меньше 5%, о которых еще в 2016 году писал FinClub.
Поэтому ФГВФЛ констатировал провал аукционов. «По английскому аукциону, по которому торговались пулы, мы определяем стартовую цену продажи. Мы не можем ее поставить ниже оценочной стоимости. И, к сожалению, оценки рынка были плюс-минус в одном диапазоне, который был существенно ниже, даже чем оценка», – рассказал директор департамента консолидированной продажи активов ФГВФЛ Тарас Елейко.
Лоты оценили всего в несколько процентов. «Оценка портфеля в 2% при существующих рисках с точки зрения инвестора вполне оправданна. Логично, что инвестор стремится приобрести активы по сниженной цене, в то время как продавец, Фонд гарантирования, желает увеличить их стоимость», – считает советник портала UBIZ.ua Дмитрий Бойко.
У провала пилотного проекта есть несколько объяснений. Как правило, на Западе пулами продают то, что не было продано на индивидуальных торгах. «В нашем же случае ФГВФЛ пошел от обратного: ряд лотов, которые были включены в пулы, не торговались ранее. К тому же по ряду объектов (вероятно, не без участия должников) ранее была проведена «работа» в процедурах банкротства (например, отель в Киеве) и по линии исполнительной службы (сахарный завод в Киевской области), что добавляет потенциальные проблемы этим объектам, и покупатели это понимали. Также вызывали вопросы объединение в пул интересных объектов недвижимости в столице и, например, квартир в Луганске и нежилых помещений в Донецке. Так что для многих участников рынка показанный результат был вполне прогнозируемым», – отмечает Дмитрий Бойко. По словам источника в НБУ, в правлении Нацбанка во время утверждения пилотного проекта с американскими площадками не было единодушия в этом вопросе – ряд топов регулятора выступал против продажи кредитов «братской могилой».
Но потенциальных покупателей могли смутить и правовые риски. «У меня сложилось впечатление, что весь проект с американскими площадками реализовывался в спешке, не вполне прозрачно, во многом вопреки нормативной базе самого же ФГВФЛ. Мы не исключаем варианта, что даже если бы пулы и были проданы, то данная процедура могла быть оспорена в суде. Именно юридические риски могли быть основной причиной отказа ряда потенциальных участников вообще принимать участие в торгах, а принявших участие – отказаться поднимать цену», – резюмирует Дмитрий Бойко.
Выход из ситуации
Месяц ФГВФЛ и НБУ молчали – искали выход из сложившейся ситуации. «Это активы Нацбанка. И без их разрешения мы не можем продавать. Слишком медленно это все решается, поэтому предлагаем принять постановление НБУ, что все выставляется с номинала или оценочной стоимости, если она выше номинала, например, у недвижимости, и торгуем по голландскому аукциону все активы, – говорит Константин Ворушилин. – Мы хотим одно постановление, а они принимают отдельное решение на каждый актив. Это медленно. У них все активы зависли. Но, к счастью, мы продвигаемся в этом направлении и вроде находим взаимопонимание».
В Нацбанке заявляют, что они как обеспеченный кредитор согласовывают способ и место продажи активов, которые находятся у него в залоге, после получения официального решения исполнительной дирекции ФГВФЛ. «Мы обратились в НБУ с письмом-предложением воспользоваться голландским аукционом. Получили подтверждение готовности», – говорит Светлана Рекрут.
Технологию голландского аукциона детально описывалась ранее. Актив торгуется с понижением цены от 100% от номинальной стоимости до минус 80%. «Надеемся, что что-то продастся на этом этапе. Если несколько активов уйдут, то будет большое счастье», – отмечает Светлана Рекрут. Если активы не будут проданы даже за 20% цены, их объединят в пулы. И снова будут торговаться до минус 80% (до 4% от номинальной), а потом снова до минус 80% (до 0,8% от номинальной).
ФГВФЛ должен отправить свое решение в НБУ. «На следующей неделе они согласуют постановлением и, в принципе, начнется уже экспозиция – 14 рабочих дней на каждый лот, – говорит Светлана Рекрут. – Рассчитываем, что в середине ноября состоятся первые торги. Числа 20-го, если все будет идти по плану».
Центробанк не гарантирует быстрого результата. «Пока не получены Нацбанком официальные решения ФГВФО, невозможно устанавливать какие-либо сроки согласования реализации активов», – заявили в пресс-службе Нацбанка.
Торговый флешбек
От иностранных площадок, впрочем, отказались не навсегда. В НБУ не считают, что их проект продажи крупных пулов кредитов провалился. «Нельзя сказать, что проект не удался, так как он еще не завершен. ФГВФЛ планирует к нему вернуться после индивидуальной продажи пулов активов с применением модели «голландских аукционов» через систему “Prozorro.Продажи”», – отметили FinClub в пресс-службе Нацбанка. НБУ выдавал рефинансирование под активы номинальной стоимостью 120 млрд грн, поэтому пулы кредитов на 13 млрд грн – это лишь десятая часть активов, которые НБУ надо продать.
ФГВФЛ утверждает, что не понес затраты на работу с американцами, «только на сканирование документов». Но затраты нес НБУ, хоть и не называет их. «Да, НБУ принимал участие в финансировании этого проекта, однако о конкретных суммах затрат НБУ можно будет говорить только после полного завершения проекта», – заявили в Нацбанке.
Американские площадки подключаться к «Prozorro.Продажи» пока не хотят. «Ведем переговоры постоянно, с первого дня», – говорит Светлана Рекрут. «Если зарубежные компании не готовы придерживаться норм украинского законодательства, тогда они не должны принимать участия в торгах и тем более их организовывать. Так что разделять лоты между разными площадками, на мой взгляд, однозначно нельзя», – говорит Дмитрий Бойко. По его словам, американские площадки так и не продемонстрировали свою систему электронных торгов, а правила украинских «дочек» – это калька морально устаревших правил украинского рынка, действовавших еще в 2015 году.
ФГВФЛ хочет, чтобы не только американские, но и европейские площадки пришли в Украину и привели за собой иностранных покупателей. «Хотим ли мы работать дальше с этими площадками? Да, хотим. Мы очень заинтересованы в привлечении крупных фондов из-за рубежа, умеющих работать с проблемными активами», – уверяет Константин Ворушилин. Его логика проста: иностранные инвесторы доверяют своим площадкам, а не «Prozorro.Продажи», даже если украинская площадка не хуже иностранных аналогов. «Есть игроки, хорошо известные в Европе, и мы хотим, чтобы они были и в Украине», – говорит Светлана Рекрут. Тарас Елейко надеется подключить к «Prozorro.Продажи» «несколько всемирно известных площадок».
Лоты на продажу
Голландские аукционы изначально позиционировались как способ быстро продать все активы банков-банкротов. В сентябре оказалось, что это будет инструментом распродажи активов банков, срок ликвидации которых истекает в ближайшие полгода. Первые аукционы ожидались 15-20 октября, но они до сих пор не состоялись. «Мы записали на «голландца» Эрдэ Банк, который среди банков, которые надо быстро закрывать. А это (кредиты на 13 млрд грн. – FinClub) фактически будут первые индивидуальные лоты на “голландце”», – говорит Тарас Елейко. Полный перечень продаваемых активов.
Участники рынка считают, что индивидуальная продажа активов может повысить цены на отдельные лоты. «Продажа прав требования по кредиту, по большому счету, подчинена той же логике, что и продажа товаров – «оптом дешевле». Поэтому, несомненно, стоит ожидать увеличения стоимости продажи отдельного кредита, так как средняя рыночная стоимость пула кредитов составляет 3-5 % от балансовой стоимости активов, а минимальная цена реализации на голландском аукционе отдельного кредита не может опуститься ниже 20% его балансовой стоимости», – говорит директор E-tender.ua Иванна Мельник.
Но все зависит от качества каждого конкретного лота. «Удастся ли повысить цену квартир в Луганске и нежилого помещения в Донецке, если они будут продаваться по одной? С одной стороны, ответ очевиден: нет, ввиду сложности объекта. Но с другой стороны, при розничной продаже появляется шанс, что на эти квартиры вообще найдется покупатель, со своим пониманием возможности решить «проблемы». А вот что касается таких объектов, как отели или заводы, можно прогнозировать снижение цены на «голландце», но, ввиду ликвидности объекта, отскок цены вверх очень вероятен», – считает Дмитрий Бойко.
Иванна Мельник предупреждает, что не все кредиты расформированного пула будут проданы: «Сложно оценить общий доход от реализации кредитов отдельными лотами, но можно с уверенностью сказать, что 40 электронных площадок, подключенных к системе, получат больше возможностей для работы с рынком и приложат максимум усилий, чтобы реализовать как можно больше активов».